Особенности воспитания детей с нарушениями слуха

1.3. Особенности физического воспитания дошкольников с нарушением слуха – Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Физическое воспитание детей с нарушенным слухом – это одно из самых важных направлений коррекционно-педагогической работы и находится в тесной связи с другими сторонами воспитания и обучения.

  Правильное физическое воспитание создает фундамент для укрепления здоровья детей, а так же развивает их активность и повышает работоспособность, что служит базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

Исследования физического и моторного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха выявили некоторые особенности физического развития, связанные со снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата.

 У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии.

На первом году у них отмечается отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой.

Очень часто дети с нарушенным слухом не умеют бегать, прыгать, лазать, подражать простейшим движениям взрослых.

Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности движений. По данным А.А. Коржовой слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия.

Многим детям присущи нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении действий.

Физическое развитие дошкольников с нарушениями слуха имеет своеобразие. У таких детей отмечается более низкие показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.

Для дошкольников характерным является: мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства.

В процессе работы по физическому воспитанию, помимо общих задач, реализуются специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушенным слухом.

Оздоровительных задачи:

·        Укрепление здоровья детей

·        Содействие их физическому развитию

·        Закаливание

·        Чередование разных видов деятельности

Формирование движений и двигательных качеств — одна из важных и главных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка.

Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма.

Сформированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более сложными движениями. Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения.

В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.

Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений.

Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих детей является развитие их ориентирования в пространстве.

Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения.

В процессе физического воспитания у детей развивается речь и произвольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции.

 Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию.

Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя.

Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки.

Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, кегли, обручи и др.).

Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.

Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Это позволяет детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.

В содержание прогулок могут включаться также и различные упражнения на развитие движений и двигательных качеств, закрепление разученных на занятиях упражнений.

Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкультминутки проводятся в середине занятия, после появления признаков утомления.

Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра.

Целесообразно связывать движения с содержанием занятия: например, имитировать катание на велосипеде, при прохождении определенной темы.

Взамен физкультминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в которой движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны речи.

Музыкальные занятия — одна из форм физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В содержание таких занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элементы танца).

В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными.

В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слитность речи.

Занятия по физической культуре проводятся в разных возрастных группах.

Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах, как и в массовых включает три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важно подготовить детей к основной физической нагрузке.

В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из упражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног.

В заключительной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.

Методы физического воспитания:

·        Показ – в процессе показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах.

·        Помощь – В работе с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Выполняя различные движения, взрослый поддерживает ребенка.

·        Страховка используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвращения возможных травм.

·        Действия по словесной инструкции выполняется после того, как дети усвоили движения. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для лучшего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на табличках).

По мере усвоения слов они предъявляются устно, к табличкам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми.

В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно. 

Источник: https://sites.google.com/site/e45bd3456/glava-1-teoreticeskie-aspekty-problemy-organizacii-fiziceskogo-vospitania-detej-doskolnogo-vozrasta/1-3-osobennosti-fiziceskogo-vospitania-doskolnikov-s-naruseniem-sluha

Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей воспитывать и обучать таких детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам.

Причинами, побуждающими родителей воспитывать детей дома, могут быть:

– отдаленность места жительства семьи от специального дошкольного учреждения;

– физическая ослабленность ребенка;

– наличие комбинированных нарушений;

– нежелание родителей отдавать ребенка в дошкольное учреждение интернатного типа;

– неудовлетворенность отдельных родителей результатами обучения и уровнем развития детей в специальном детском саду;

– нежелание разлучаться с ребенком и др.

Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане.

По данным отечественной и зарубежной статистики, число детей с понижением функции органа слуха постоянно увеличивается, в то время как для полноценного развития ребенка особую значимость имеет нормальная функция слухового анализатора.

Глухота– это стойкая потеря слуха, при которой невозможно разборчивое восприятие речи при максимально близком расстоянии от уха и самостоятельное овладению ею. Глухота (по аудиометрическим данным) – это снижение слуха выше 80 дБ, а также потеря или снижение слуха на разных частотах.

Таким образом, к категории глухих специалисты относят тех детей, которые в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты лишены возможности самостоятельно овладеть словесной речью.

В отличие от глухих детей, у слабослышащих слух снижен, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.

Разграничение глухих и слабослышащих детей происходит по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным и слухозрительным восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Это происходит с помощью звукоусилительной аппаратуры и чтения с губ и лица собеседника.

Слабослышащие дети в состоянии овладевать восприятием на слух речи громкости, приближенной к разговорной, в процессе естественного общения с окружающими. Специалистами была выявлена закономерность: чем тяжелее нарушение слуха, тем больше возрастает значение зрительного восприятия речи.

Считается, что в 30–50% случаев глухота и выраженная тугоухость обусловлена генетическими факторами. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Иногда они сочетаются с другими дефектами: нарушениями зрения, интеллекта, заболеванием почек, костно-мышечной системы, кожи и другими расстройствами.

Нарушения слуха могут возникать и под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих внутриутробно, в момент родов или после рождения ребенка. Среди причин, повреждающих слуховую систему плода, наибольшее значение имеют внутриутробные инфекции, особенно краснуха, перенесенная матерью, а также такие заболевания, как корь, грипп, токсоплазмоз и др.

Важную роль в возникновении нарушений слуха играет ядер­ная желтуха новорожденных, обусловленная конфликтом ма­тери и ребенка по резус-факторуили групповой принадлежнос­ти крови.Считается, что слуховые нервы особенно чувствитель­ны к билирубиновой интоксикации, которая возникает при ядерной желтухе новорожденных.

Доказано повышение частоты нарушений слуха у недоношенных детей.Нарушения слуха могут наблюдаться при алкоголизме матери.

После рождения дефекты слуха могут возникать в связи с различными инфекционными заболеваниями: респираторными заболеваниями, гриппом, корью, скарлатиной, эпидемическим паротитом (свинкой), осложняющимися воспалением среднего уха.

Острые, подострые, рецидивирующие отиты так­же являются частой причиной нарушения слуха. Нарушения слуха могут возникать и в связи с применением антибиотиков так называемого ототоксического действия.

К ним относятся антибиотики из группы аминогликозидов: стрептомицин, гентамицин, неомицин, мономицин и др. Эти антибиотики обладают способностью проникать в жидкости внутреннего уха.

Имеются данные о возможности возникнове­ния врожденных дефектов слуха при лечении матери во время беременности антибиотикамии сульфаниламидными препа­ратами. В частности, показана возможность стрептомицина проникать через плаценту и вызывать дегенеративные измене­ния в органе слуха.

Читайте также:  Как сохранить тепло в доме

Токсическое воздействие антибиотиков и сульфаниламид­ных препаратов на орган слуха наиболее отчетливо проявляется при наследственной отягощенности и недоношенности.

Наследственно обусловленные нарушения слуха часто проявляются в виде сложных дефектов, включающих разнообразную патологию органов и систем организма.

Так, они могут сочетаться с дефектами формирования ушной раковины, различными пороками развития и заболеваниями органа зрения, с дефектами в развитии скелета и болезнями соединительной ткани, с болезнями почек, сердечно-сосудистой системы, с кожными заболеваниями.

Существуют различные классификации лиц с нарушением функционирования слухового анализатора.

Необходимость такой дифференциации обусловлена важностью создания ориентиров для деятельности врачей, родителей, педагогов и психологов, направленной на диагностику, лечение, коррекцию и профилактику того или иного заболевания.

Предложенная Л.В. Нейманом классификация нарушения слуха у детей получила наиболее широкое распространение. Согласно этой классификации устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц).

Диагноз «глухота» ставится при меньшей степени потери слуха (75-80 дБ).

Несмотря на простоту и важность медицинской классификации, педагоги и психологи всегда подчеркивали необходимость разработки психолого-педагогической классификации, которая могла бы вслед за диагностикой нарушения функций слухового анализатора обеспечить рациональный выбор наиболее эффективных коррекционных мероприятий и методов обучения.

Автором педагогической классификации детей с нарушениями слуха стала ученица Л.С. Выготского – Р.М. Боскис. В основу ее классификации легли следующие критерии:

– степень поражения слуховой функции;

– уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;

– время возникновения нарушения слуха.

Р.М. Боскис выделила две категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

Отдельная группа детей (по классификации Р.М. Боскис) – это позднооглохшие дети: к моменту наступления нарушения слуха у них уже была сформирована речь.

Все эти дети имеют навыки словесного общения и сформировавшееся словесно-логическое мышление при различной степени нарушения слуха.

Однако после возникновения нарушения слуха без специальной поддержки словесная речь у позднооглохших детей начинает распадаться.

При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения ребенок не в состоянии овладеть речью. Это происходит потому, что он не слышит своего голоса и речи окружающих и поэтому не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняет контакт неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушает развитие познавательной деятельности и личности ребенка.

Таким образом, коррекционная работа с детьми с нарушениями слуха строится в зависимости от степени поражения слуховой функции, уровня развития речи при данной степени поражения слуховой функции и времени возникновения нарушения слуха.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1347;

Источник: https://poznayka.org/s53599t1.html

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

Фокина Н. А. Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 844-847. — URL https://moluch.ru/archive/125/34857/ (дата обращения: 20.11.2018).



В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха).

Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качественные изменения, происходящие в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха на соматическом, социальном и психологическом уровнях, даются характеристики адекватных и неадекватных родительских установок.

Ключевые слова: родители детей с нарушением слуха, родительское отношение, дети с ОВЗ, дети с нарушением слуха, стадии динамики чувств, родительские установки, адекватные и неадекватные реакции

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья выступает мощным психотравмирующим фактором для обоих родителей. Отношение родителей к сложившейся ситуации постепенно трансформируется. В трудах американского ученого Д.

Льютемана описан механизм динамики чувств родителей глухих детей, состоящий из пяти последовательных стадий: переход от стрессовой реакции на появление в семье ребенка с нарушением слуха к адекватной оценке ситуации, которая дает возможность выбора конструктивных решений [4].

При переживании первой стадии «шок» родители оглушены ударом судьбы, они не понимают и не принимают объективных фактов. Информация о дефекте ребенка вызывает шоковую реакцию. Матери трудно адаптируются к сложившейся ситуации, им сложно принять патологию своего ребенка и долгое время они уделяют ему меньше внимания, ласки и любви.

Эмоциональное непринятие малыша способствует развитию вторичных дефектов, которые детерминируют дальнейшее дистанцирование [2]. На второй стадии «понимание» родители отходят от первых чувств и начинают вникать в суть диагноза. Ребенок не будет слышать тысячи звуков, не сможет нормально общаться, не услышит гул машины, не поговорит по телефону и т. п.

Это вызывает смешанные родительские чувства такие как, как отчаянье, гнев, обида, угрызения совести. Третья стадия называется «защитное отрицание». Самая опасная и неконструктивная стадия. Эмоции иссякли, и теперь родитель начинает настаивать «мой ребенок не глухой». Всеми своими действиями он «не замечает» отклонений ребенка.

Отрицая факт глухоты, родитель не создает среду для развития своему малышу. Существует опасность застревания на данной стадии. Четвертая стадия «принятие глухоты». Родители начинают переосмысливать ситуацию и стараются найти положительные моменты. Например, ребенок глухой, но он может найти работу и вырасти достойным человеком.

На пятой стадии «конструктивные действия» родители начинают искать пути для оптимального развития ребенка, меняют свое поведение. Автор утверждает, что переход на каждую последующую стадию возможен только после того, как полностью пережит предыдущий этап.

Таким образом, при рождении глухого или слабослышащего ребенка родители переживают пять стадий смены чувств: от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки фактов, позволяющей принимать приемлемые решения. Причем, первые стадии при нормальном переживании ситуации занимают недели, тогда как завершающие стадии принятия и конструктивных действий длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие [5].

Развитие ребенка с нарушением слуха проходит в депривационных условиях и является специфичным. Первичный дефект — поражение слухового анализатора, накладывает отпечаток на развитие всех психических процессов [1]. Больше всего страдает речь. Это, в свою очередь, ведет к невозможности построения комфортных как для родителя, так и для ребенка способов общения, обмена информацией.

Рассматривая вопрос о специфике динамического аспекта семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха, первоначально следует сказать об изменении временных отрезков. Жизненный цикл «особой» семьи подвергается трансформации — некоторые стадии проходят быстрее, некоторые существенно удлиняются по времени или же не наступают вообще.

Появление в семье ребенка с нарушением слуха связано с дополнительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников.

Происходит искажение внутрисемейных отношений (особенно влияет на позицию отца), страдает отношение родителей с социумом (сужается круг друзей, реже происходит общение вне семьи), возможны нарушения в дальнейшем репродуктивном поведении родителей (боязнь заводить еще детей), складываются ошибочные установки, связанные с лечением и воспитанием глухого малыша [3, 7].

Рождение ребенка с нарушением слуха детерминирует ряд качественных изменений в семье, которые проявляются на нескольких уровнях: социальном, соматическом и психологическом [6]. Содержание изменений раскрыто в Таблице № 1.

Таблица 1

Изменения всемьях, воспитывающих детей снарушением слуха (по материаламВ.В.Ткачевой).

Уровни качественных изменений
Социальный Соматический Психологический
Сужение круга знакомых. Ограничение контактов. Отказ заводить новые знакомства. Ригидные семейные границы.Изменения в социально-экономическом плане: затраты на лечение, длительные материальные потребности. Вегетативные и астенические расстройства, соматические заболевания у матерей.Нарушение режим сна и потеря аппетита, мигрени, скачки артериального давления в связи с постоянными эмоциональными нагрузками.Невротическое состояние матери детерминирует вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения у ребенка. Продолжительный стресс, депрессия. Смена стереотипов и установок. Травмирующее изменение мировоззрения. Долговременное обретение новых ценностей.Появление защитных механизмов как реакция на дефект ребенка.

Родительское отношение к глухим и слабослышащим детям может быть адекватным и неадекватным.

Адекватное отношение характеризуется положительным когнитивным образом ребенка, при котором он воспринимается как здоровый человек, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать при построении взаимодействии.

Адекватное отношение выступает гарантом создания родителями условий для воспитания и полноценного развития собственного ребенка. Семья создает условия для развития тех же знаний, умений, навыков, которыми обладают слышащие дети, но с учетом ограничений дефекта [7].

Неадекватное отношение родителей к ребенку с ОВЗ является защитной реакцией на возникшую травмирующую ситуацию. Анормальность, искаженность родительской установки проявляется в степени автономности, самостоятельности ребенка, а также выдвигаемой родителями системой требований, обязанностей и запретов.

Например, у некоторых родителей возникает чувство вины перед ребенком, желая для себя ее искупить, родитель освобождает ребенка от всех обязанностей, чрезмерно опекает его. Другая крайность — безразличие к ребенку. Родитель воспринимает патологию ребенка как личный провал, не замечая ребенка, родитель тем самым «не замечает» его дефекта.

Также неадекватная установка проявляется в нереалистичном отношении к патологии ребенка: семья отказывается признать, что ребенок не такой как все. Не признавая факт глухоты, родители ставят перед ребенком сложные, нерешаемые для него задачи.

Постоянно не соответствуя ожиданиям родителей ребенок начинает чувствовать себя несчастным и одиноким, отвергнутым своей семьей, что ведет к вторичным поведенческим нарушениям.

Таким образом, исследование психолого-педагогических источников показывает, что рождение ребенка с нарушением слуха существенно изменяет жизнь семьи. Родители глухих детей испытывают значительно больше негативных эмоций, чем семьи со слышащими детьми.

При этом у родителей детей с нарушением слуха формируется как адекватное, так и неадекватное отношение к ребенку и его дефекту.

Особенности изменений в таких семьях проявляются на трех уровнях: социальном (ограничение контактов, материальные затраты), соматическом (заболевания, астенические переживания, депрессии, головные боли), психологическом (стрессы, разрушение стереотипов, защитные реакции).

Для семей с детьми ОВЗ важна поддержка и оказание им психологической помощи. Мы предполагаем, что психологическое консультирование в форме индивидуальных сессий будет эффективно для создания условий по изменению неадекватного родительского отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.
  2. Жиронкина М. А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла // Социально-психологические условия обеспечения равных возможностей разным детям и семьям. — М.: Крылья, 2009. — С. 34–41.
  3. Жукова И. С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. — М.:, 1998. — 127 с.
  4. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: Прогресс, 1999. — 80 с.
  5. Речицкая Е. Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. — М.:, 1994. — 102 с.
  6. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. — М.: Книголюб, 2007. — 144 с.
  7. Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — № 3. — С. 88–92.
Читайте также:  Готовимся к зиме или как правильно застеклить балкон?

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, родитель, стадий, семья, семья ребенка, отношение родителей, адекватное отношение, родительское отношение, сложившаяся ситуация.

Источник: https://moluch.ru/archive/125/34857/

Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Клинико‑психолого‑педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить.

Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов.

С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико‑грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.

Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т. д. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными и приобретенными.

В настоящее время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии – тональной (с применением аппаратуры), речевой – для первичной проверки слуха.

В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75–80 Децибелл. Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000)

По классификации Л.В. Неймана(1961): слабослышащие дети,в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц, могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости:

I степень – не превышает 50 дБ;

II степень – от 50 до 70 дБ;

III степень – более 70 дБ;

глухие дети,в зависимости об объема воспринимаемых частот, относятся к одной из 4 групп:

I группа – 125–250 Гц;

II группа – 125–500 Гц;

III группа – 125‑1000 Гц;

VI – 125‑2000Гц и выше.

Условная граница между тугоухостью и глухотой –85 дБ.

По международной классификации(1988) в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000 Гц выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:

I степень – 26–40 дБ;

II степень – 41–55 дБ;

III степень – 56–70 дБ;

IV степень – 71–90 дБ; глухота – более 90 дБ.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины.

При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная.

Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также поздно оглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.

Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.

Рахиль Марковна Боскис разработала научное обоснование психолого‑педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения нарушения слуха.

Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:

• глухие без речи (рано оглохшие);

• глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

• слабослышащие с развитой речью;

• слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и от времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается.

Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры.

Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь.

Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Слабослышащий ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики).

Письменная речь отражает все дефекты устной речи слабослышащего. Помимо специфического нарушения речи у детей с нарушениями слуха встречаются и другие речевые нарушения, например ринолалия.

При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии – это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно‑вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.

По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:

– дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

– дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно‑двигательного аппарата, эмоционально‑волевой сферы.

Итак, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью(тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.

Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой, зависит от ряда благоприятных факторов:

– интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;

– активного участия семьи в его воспитании и обучении;

– потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т. п.);

– использования сурдотехнических средств.

Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в условиях специальных дошкольных учреждений и школ

Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях системы здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при ЛОР‑отделениях крупных больниц) и в системе образования.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие детей раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

– детский сад компенсирующего вида для глухих и/ или для слабослышащих детей;

– детские сады комбинированного вида;

– дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах‑интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. В дошкольные отделения и группы при детских садах могут приниматься дети с 1,5‑2‑х летнего возраста при наличии условий для их воспитания.

– образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа – детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также либо начальное звено, либо начальная и основная школа (с первого по 10–12 классы) для слабослышащих или для глухих детей.

Научно‑методические основы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха заложены в трудах P.M. Боскис, Г.Л. Выгодской, Л.А. Головчиц, Г.Л. Зайцевой, С.А. Зыкова, Б.Д. Корсунской, Е.П. Кузьмичевой, Э.И. Леонгард, Е.А. Малхасьян, Л.П. Носковой, Н.Д. Шматко и др.

Содержание коррекционно‑педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха

В содержании коррекционно‑педагогической работы выделяются несколько разделов, каждый из которых включает решение как воспитательных и образовательных задач, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом.

Раздел «Развитие речи»является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения.

Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной); отработка различных видов речевой деятельности, проведение элементарных языковых наблюдений.

Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

На базе развивающегося слухового восприятия создается и совершенствуется слухозрительная основа восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации.

Таким образом работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена на решение следующих задач: обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний; создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации.

Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры.

Так же как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре.

Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы‑заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.

В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельности, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно‑двигательного, двигательного.

Читайте также:  Грамотный подбор офисного кресла и эргономика рабочего пространства

В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.

Особую значимость в процессе коррекционно‑педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание.

Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально‑интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи.

Музыкальное воспитание способствует эмоционально‑эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.

Дети, воспитывающиеся дома, могут получать коррекционную помощь:

в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по месту жительства;

в стационарах при отделениях отоларингологии крупных больниц по месту жительства;

в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах;

в центрах медико‑психолого‑педагогической и социальной реабилитации системы социальной защиты.

Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является поиск моделей интегрированного воспитания и обучения.

Наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают дошкольные учреждения комбинированного вида. Возможны следующие формы интеграции:

временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;

частичная интеграция, при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1–2 человека лишь на часть дня в массовые группы;

комбинированная интеграции, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1–2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя‑дефектолога специальной группы;

при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду;

– смешанные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1–2 неслышащих ребенка, а группа из 4–5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель‑дефектолог.

Источник: https://cyberpedia.su/4x54cf.html

Особенности развития детей с нарушениями слуха (стр. 4 из 6)

Четвертое условие — овладение началами логической грамоты, что включает усвоение принципов классификации логических понятий, построение дедуктивных и индуктивных умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, целевых, условных).

В ходе овладения системами конкретных понятий, логическими терминами и зависимостями в их соотнесенности между собой постепенно намечается переход от конкретно-понятийного мышления к абстрактно-понятийному.

Следует отметить, что среди глухих детей можно выделить тех, кто по результатам развития мышления не отличается от слышащих сверстников.

Это свидетельствует о больших возможностях компенсации интеллектуального развития детей с нарушениями слуха в условиях адекватного обучения и воспитания.

2.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Преимущественной координатой нарушений развития в данном случае становится координата «снизу вверх». Асинхрония сказывается в разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности других. Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции.

Восприятие — отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств в совокупности их свойств, их целостности. Восприятие имеет активный саморегулирующий характер.

Его активность реализуется благодаря участию двигательных компонентов — движений периферических частей анализаторов, перемещений тела или его частей. Все движения, включенные в акт восприятия, имеют значение для анализа воздействующих раздражителей, их синтеза в целостный образ предмета.

Успешность восприятия определяется конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом.

Генетически перцептивные действия являются производными от практических, овладение ими требует специального обучения и долгого опыта. В практической деятельности восприятие становится активным, целенаправленным процессом познания.

С первыми действиями ребенка, направленными на внешние объекты и приспособленными к их местоположению, форме и другим особенностям, связано формирование предметности восприятия.

Предметность выступает в форме целостности, константности и осмысленности образа восприятия.

Наконец, благодаря осмысленности восприятие перестает быть биологическим процессом. Вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, выработанных в практической деятельности предшествующих поколений.

Восприятие становится осмысленным и категориальным (А. В. Запорожец).

Большую роль в развитии осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой происходит обобщение и категоризация информации, получаемой органами чувств.

В развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности.

Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие. Развитие зрительного восприятия следует рассматривать в соответствии с этапами его формирования в детском возрасте.

У детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. По мнению исследователей, это связано с менее подробным анализированием и синтезированием предметов в прошлом опыте, с замедленным формированием у глухих детей произвольности процесса восприятия.

Выделение и различение форм предметов облегчается благодаря овладению соответствующими обозначениями и применению их на практике

Глухие дошкольники оказываются в состоянии различать многие предметы по форме. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях развития восприятия у детей с нарушениями слуха, в частности о возможности формирования у них такого свойства восприятия, как осмысленность.

Зрительное восприятие формы предметов складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности детей при одновременном овладении соответствующими обозначениями. У глухих детей дошкольного возраста появляются целостные образы предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2 — 5 частей.

Способность складывать разрезную картинку указывает на наличие анализа и синтеза в процессе зрительного восприятия.

Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее дается единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.

Для точного восприятия формы предмета важно выделять его контур. Умение узнавать предмет по контуру формируется постепенно, так как требует определенного уровня развития анализа и абстракции. Узнавание глухими детьми контурных плоских изображений хорошо знакомых предметов формируется позднее, чем у слышащих сверстников (А. П. Гозова).

Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений, картин. На картине всегда изображена какая-то часть действительности.

Подбирая картинки, показывая их детям разного возраста, мы получаем возможность судить о тех ступенях, через которые ребенок проходит в восприятии действительности.

Восприятие изображений у слышащих детей формируется постепенно, при постоянном речевом общении со взрослыми, в то время как у глухих речевое общение нарушено и обеднено.

При восприятии изображений глухие дети испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между изображенными предметами; у них возникают трудности в восприятии предметов в движении, в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; дети не узнают предмет, если он частично закрыт другим.

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие — это и главный источник представлений об окружающем мире, и канал, обеспечивающий возможности общения с другими людьми, восприятия обращенной к нему речи.

В процессе обучения и воспитания у этих детей совершенствуется тонкость и дифференцированность зрительного восприятия, в том числе мимики, движений губ, лица и жестов партнеров по общению, изменений положения пальцев при дактилировании.

Таким образом, зрительное восприятие детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия — осмысленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анализе других видов восприятий.

3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению.

Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта.

Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений.

Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям — дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции.

Источник: http://MirZnanii.com/a/200562-4/osobennosti-razvitiya-detey-s-narusheniyami-slukha-4

Ссылка на основную публикацию