Медицинская реформа и дмс в украине: плюсы и минусы

Медицинская реформа: Ответы на все вопросы

Проект закона “О государственных финансовых гарантиях оказания медицинских услуг и лекарственных средств” (6327) в первом чтении приняли еще 8 июня.

С того времени к проекту направлено 893 правки. Часть из них предлагала существенно изменить основные положения реформы (в частности, положение о сооплате, международных медицинских протоколах, Национальной службы здоровья Украины).

Так что же депутаты в конце концов приняли? Эспрессо подготовило ответы на все вопросы относительно новой реформы.

Зачем реформа вообще?

Украина тратит на медицину 4% ВВП, что значительно больше, чем любая страна с аналогичным уровнем доходов. Треть этих средств фактически теряется –  из-за содержания ненужных помещений, неэффективного использования, коррупции. Лечиться же украинцы вынуждены за собственный счет.

Согласно результатам исследования GfK Ukraine, 18 миллионов украинцев ходят в больнице ежегодно, а 93% из них – платят в этих больницах из собственного кармана.

По оценкам Всемирного банка, расходы украинцев на медицину составляют 3,5% ВВП Украины. А продолжительность жизни украинцев, которая является определяющим показателем уровня здравоохранения, одна из самых низких в Европе. Украина занимает 104 место среди 183 стран.

ОЦЕНИТЕ, НАСКОЛЬКО ВЫ СОГЛАСНЫ С ТЕМ, ЧТО КАЖДАЯ ИЗ ЭТИХ ПРОБЛЕМ АКТУАЛЬНА ДЛЯ УКРАИНСКОЙ МЕДИЦИНЫ?

Источник: GfK Ukraine

Что значит “деньги ходят за пациентом”?

До сих пор сумма, которая выделялась на конкретное заведение, зависила не от количества больных и их потребностей, а от физических размеров больницы (которую надо отапливать, ремонтировать и т. п), числа работников и – главное – количества койко-мест.

Теперь государство будет выделять средства на каждого пациента. Фактически, это будет заставлять врачей повышать квалификацию и конкурировать – что только на пользу в борьбе за здоровье пациентов. Если у врача будет меньше пациентов, соответственно, его зарплата будет меньше.

Где теперь получать медицинские услуги?

Чтобы получать медицинские услуги, украинцам нужно выбрать врача. Это можно сделать независимо от своего места проживания, независимо от того, где врач работает – в поликлинике, частной клинике или имеет собственную практику.

Как выбрать врача?

Врача следует выбирать на свое усмотрение. В зависимости от того, насколько вы довольны его услугами (качеством, знаниями, внимательностью, вежливостью и т. п) и удобством.

Естественно, что на первых этапах реформы граждане при выборе семейного врача будут опираться в основном на собственный опыт, личные впечатления и рекомендации знакомых. Однако со временем будет появляться все больше объективной информации для выбора или смены семейного врача.

Когда можно записываться к врачу?

Как можно быстрее. Реформа первичного звена заработает в Украине с 1 января 2018 года. В зависимости от готовности областей, определят и время начала приписной кампании. От того момента кампания будет длиться постоянно, но желательно сделать свой выбор как можно быстрее, чтобы ваше решение повлияло на объем финансирования соответствующего врача.

По замыслу МИНЗДРАВА, семейные врачи составят так называемое первичное звено. Если врач не сможет помочь вашей проблеме – он должен направить пациента на специализированное звено (окулисты, стоматологи, нефрологи, дерматологи и др). На первых этапах медицинской реформы к специалистам можно будет обращаться напрямую, без направления от врача.

Как оформить договор с врачом?

Пациент и врач будут подписывать декларацию об обслуживании – это будет быстрый и удобный для пациента процесс.

В документе указывают реквизиты сторон: основные данные о пациенте (имя, фамилия, дата рождения, контактные данные, номер паспорта), о враче (имя, фамилия, информация об образовании и квалификации, контактные данные и тому подобное), а также о заведении, где работает врач, или врач с частной практикой (код, информация о лицензии и тому подобное).

Порядок оказания медицинской помощи будет определять обязанности врача и то, какую именно первичную медицинскую помощь гарантировано предоставят пациенту и оплатят из бюджета.

Декларация о выборе врача пациентом будет основанием для получения врачом средств за обслуживание пациента (в случае соблюдения врачом установленного Порядка оказания первичной медицинской помощи).

Врач не имеет права отказаться, если количество его пациентов меньше за определенную норму (2000 пациентов).

“Семейный врач” обязательный для всей семьи?

Нет, это скорее просто название. Законодательство позволяет выбирать врача каждому из членов семьи, поэтому они могут разными. Термин “семейный” используют, потому что именно такая модель наиболее эффективная – когда врач долгое время “ведет” всю семью и хорошо знает проблемы каждого из членов.

Можно ли менять врача?

Да, к тому же делать это можно сколько угодно. Факт выбора нового врача автоматически аннулирует декларацию о выборе предыдущего. Такая процедура будет возможной в результате использования электронной системы. Деньги новому врачу поступят уже с нового квартала.

Но опять же, для пациента лучше, если врач хорошо знает его медицинскую историю и может сразу же помочь.

А если я в командировке или отпуске, а врач далеко?

Вы можете получить экстренную медицинскую помощь по месту вашего фактического пребывания.

Если же ситуация не требует вызова «скорой», семейный врач сможет дать консультацию в любое время по телефону.

В случае, если ваш семейный врач заболел, находится в отпуске или командировке – в течение этого периода вас будет обслуживать другой медик.

Что будет, если нет подписанного договора?

В медицинской помощи вам не откажут. На первом этапе реформы, если у человека возникла необходимость обратиться к врачу, а декларацию еще не заключили, не стоит волноваться: следует обращаться в соответствующее учреждение и получить помощь. Однако подписание декларации не следует откладывать, чтобы получить финансирование на медицинскую помощь в будущем.

Если же человек сознательно отказывается подписывать декларацию, ему придется из собственного кармана оплачивать лечение у семейного врача (терапевта, педиатра).

Как выбирать врача в селе, если выбирать не из кого?

Больше всего медицинской реформы боялись в сельских местностях – ведь, если мало пациентов, МИНЗДРАВ может закрыть медицинское учреждение вообще. Но выбор врача предусмотрен и для сельских жителей.

Общины смогут привлекать перспективных семейных врачей, создавая для них хорошие условия жизни и труда. Недавний опрос МИНЗДРАВА показал, что квалифицированные семейные врачи готовы работать в сельских общинах, если в дополнение к хорошей зарплате они будут иметь жилье с водоснабжением и отоплением, оборудованное место работы и возмещение расходов на топливо для служебного транспорта.

Если же жильцы будут чувствовать, что врач, который пользуется предоставленными благами, не оправдывает их ожиданий, они могут требовать его замены.

Какой будет зарплата медиков?

Врач получит свободу трудоустройства и сможет выбирать, работать как наемный работник или как частный предприниматель. Зарплата медика будет зависеть от количества пациентов, которых он обслуживает.

Медику разрешено обслуживать до 2000 пациентов (в отдельных случаях можно больше). Средняя ставка для семейного врача за приписанного человека в 2018 году составит 370 гривен, также врач первичного звена будет иметь отдельный бюджет на анализы для пациентов. Также тариф будет зависеть от возраста – за пенсионеров будут доплачивать, правда, пока неизвестно, сколько именно.

Поэтому по расчетам законотворцев, заработная плата медиков должна вырасти в 6 раз. Стартовая заработная плата врачей должна быть 250% (более 18 тыс. грн) от средней заработной платы по Украине, – сообщила заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения Ирина Сысоенко. Хирургам и нейрохирургам обещают в 4-6 раз большую среднюю зарплату.

Как будут оплачивать работу врача, пока он не набрал 2000 пациентов?

Во время короткого переходного периода все поставщики первичной медицинской помощи будут получать определенный уровень «базового финансирования», независимо от того, какое количество пациентов они успели приписать.

Однако уровень этого «базового финансирования» будет меньше, чем доход тех, кто активно провел приписную кампанию и вовремя перешел на страховую модель финансирования первичной помощи. Вместе с тем объявят дату, после которой базовое финансирование прекратят и весь доход первичных медицинских практик будет определяться исключительно по тарифу на одного приписанного пациента.

Как это будут контролировать?

Проверять, соответствует ли  работа врача требованиям Порядка оказания первичной медицинской помощи, будут территориальные органы Национальной службы здоровья (НСЗ). На ее функционирование в проекте бюджета 2018 года заложили 210 млн грн.

Пациенты смогут подавать жалобы в территориальное управление НСЗ, для чего введут специальные удобные каналы (горячие линии и тому подобное).

В МИНЗДРАВЕ отмечают, что НСЗУ не будет обладать средствами, все средства аккумулируются в госбюджете на казначейских счетах, а НСЗУ будет выполнять лишь функцию оператора – перечислять бюджетные средства медицинским учреждениям в соответствии с заключенными с ними соглашениями.

Контролировать службу в Совете общественного контроля (15 человек, имеющие высокий авторитет в обществе).

Какими будут услуги?

Источник: https://ru.espreso.tv/article/2017/10/19/medycynskaya_reforma_otvety_na_vse_voprosy

Мифы и правда о медреформе в Украине: подробно

На прошлой неделе Верховная Рада дала старт медреформе. Приняв законопроект № 6327, парламент начнет вводить изменения уже в начале 2018 года. Однако до сих пор сообщают много недостоверной информации о том, что ждет врачей и пациентов с связи с внедрением медицинской реформы.

Это будет работать именно так, как в страховой компании. Пациенты будут знать, что именно им покрывается и иметь возможность получить эти услуги в выбранной больнице.

С 2018 года реформа заработает на уровне первичной помощи, с 2020-го — во всех больницах.

Тарифы, которые распространяются сейчас некоторыми сомнительными изданиями, не имеют ничего общего с реальностью. Это просто фейк и ложь.

Далее опровергаем наиболее распространенные мифы и «страшилки».

Миф 1. Медицина станет платной и очень дорогой

Именно сейчас бесплатной медицины в Украине не существует. По результатам опроса в рамках проекта «Доступные лекарства» 90% медикаментов украинцы покупают за свой счет. По данным исследований, каждый второй пациент отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки денег. Поэтому неправильно говорить, что медицина станет платной и очень дорогой для граждан вследствие реформы.

А вот после реформы появится реальная бесплатная помощь.

Реформа вводит новые четкие правила государственного финансирования медицинской системы, одинаковые для каждого гражданина.

 Появится четкий список услуг, которые будут на 100% профинансированы государством: первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры), экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление легких и т.д.

); паллиативная помощь — прежде всего, адекватное обезболивание; лечение у узких специалистов по направлению семейного врача и плановое лечение в рамках программы медицинских гарантий.

На каждую медицинскую услугу будет определен тариф, который больницам будет оплачивать государство. Объем услуг в рамках программы медицинских гарантий зависит от объема финансирования системы здравоохранения.

Однако он включит все основные услуги, необходимые для качественного лечения — намного больше, чем люди могут получить бесплатно сейчас. Для дорогостоящего лечения, как и сегодня, будут существовать целевые программы, продолжат действовать программы лечения онкологии, гепатитов, СПИДа и др.

Миф 2. Люди не потянут стоимость медицинских услуг после медреформы

С началом медреформы большинство медицинских услуг будут бесплатными для пациента, но платными для государства. Весь список услуг программы медицинских гарантий будет в 2020 году, когда реформа заработает полностью.

Министерство здравоохранения опубликует список тарифов на услуги после сбора статистики: чем реально, (а не на бумаге) болеют люди, а еще — сбора данных о реальных затратах больниц, оценки бюджета, который будет выделен на программу медицинских гарантий на 2020 год.

Читайте также:  Швейная фурнитура и её виды

Сейчас готовится пилотный проект Минздравом вместе с Национальной академией медицинских наук. Тарифы будет оплачивать больницам ГОСУДАРСТВО — именно для того, чтобы у врачей были достойные зарплаты, и эти деньги не платили пациенты.

Миф 3. Медреформа приведет к закрытию больниц и безработице среди медиков

В законопроектах о медреформе нет ни слова о закрытии лечебных учреждений или о сокращении медперсонала.

На первом этапе реформы Национальная служба здоровья заключит договоры со всеми больницами, чтобы никто не остался без медицинской помощи.

Но с годами конкуренция и принцип «деньги следуют за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений — маломощные, плохо оснащенные и мало загруженные больницы, где просто опасно лечиться, будут перепрофилированы под реальные потребности населения — на реабилитационные, диагностические центры, хосписы.

Лучшие больницы будут дополнительно технически и кадрово усилены, чтобы каждый, кто к ним обращается, имел возможность получить качественную медицинскую помощь.

Без работы могут остаться только те, к кому не захотят идти люди. Хороший врач всегда будет иметь поток пациентов и достойные деньги от государства за свою работу. Реформа поспособствует тому, что врачи будут конкурировать за пациента.

Благоустройством сети лечебных учреждений будут заниматься местные власти. Местные общины должны решить, какие из них нужно усилить, а какие — перепрофилировать. Государство предоставляет технические требования по поводу проезда в больницу и по ее минимальной нагрузке (количество родов, оперативных вмешательств и др.).

Благодаря децентрализации местные бюджеты имеют достаточно средств для того, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги в больницы. Государство со своей стороны выделит дополнительные деньги на усиление опорных учреждений и перепрофилирование слабых и малозагруженных.

Миф 4. Села останутся без врачей

В селах людей больше беспокоит судьба фельдшеров и ФАПов. Фельдшеры останутся. Фельдшеры НЕ заменят врача, но станут его помощниками и обеспечат доступ к медицинской помощи в самых отдаленных селах.

В 2018 году средняя выплата в первичном звене составит около 370 грн. на одного пациента, в 2019 — 450 грн. Практика в 2000 пациентов будет приносить годовой доход в 740 000 грн. в 2018 и 900 000 грн в 2019 году.

В этот бюджет входят: аренда, оплата работы врача, фельдшера и медсестры, простые расходные материалы и частичное покрытие анализов. До сих пор в селах никогда не было таких средств в медицине. И реформа позволит, наконец, развернуть прямое финансирование.

Местное самоуправление даст возможности для повышения качества жизни врача. Например, если община построит качественную амбулаторию и жилье для врача, будет значительно легче найти и пригласить специалиста на работу.

Также 19 октября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №7117 о повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности. Он предусматривает минимум 5000000000 гр.дополнительного финансирования медицины в селах за два года, в частности — строительство современных ФАПов и амбулаторий, а также обеспечение их интернетом.

Миф 5. Врача-специалиста можно будет посетить только через семейного врача

Не соответствует действительности.

Большую часть услуг, которые сейчас оказывают узкие специалисты, после обучению смогут предоставлять врачи первичного звена — семейные врачи, педиатры, терапевты. Для этого мы и делаем реформу — чтобы был человек, которому вы доверяете и который может вылечить все, для чего нужны знания и лекарства без госпитализации и специального сложного оборудования.

Конечно,  иногда пациентам нужны специальные обследования у узких специалистов. Но это  должен курировать семейный врач. Поэтому Национальная служба здоровья будет оплачивать такие визиты по направлению семейного врача.

Если вы не доверяете вашему семейному врачу — измените его.

Будет также ряд специалистов (например: гинеколог, психиатр и т.д.), визиты к которым будут оплачиваться и без направления семейного врача.

Человек, конечно, может обратиться к узкому специалисту сам, но в этом случае пациенту придется оплатить полную стоимость услуг врача и лечения.

Если вы обращаетесь к узкому специалисту по направлению семейного врача, педиатра, терапевта, то стоимость вашего лечения и необходимых медицинских средств возместит государство.

Миф 6. Реформа противоречит Конституции

Все услуги, которые оплачивает государство за лечение пациента, будут оплачены на 100%, как того требует Конституция.

Согласно медицинской реформой, медпомощь всегда и в полном объеме предоставляется гражданам за счет средств государственного бюджета. На первичном уровне и при наступлении экстренной ситуации, государство будет оплачивать 100% всего необходимого лечения и, что важно, медикаменты тоже — согласно детализированным описаниям. Это будет покрывать около 80% всех обращений за медицинской помощью.

На вторичном и третичном уровнях государство гарантирует 100% оплату медицинской помощи и других медицинских услуг и лекарственных средств, входящих в лечение и определенные программой медицинских гарантий. Законопроект не предусматривает взыскание с граждан никакой платы за необходимую им медицинскую помощь.

Миф 7. Все услуги будут с совместной оплатой

Из законопроекта №6327 изъяли все (!) Нормы о совместной оплате.

Согласно законопроекту №6327, медицинские услуги, вошедшие в программу медицинских гарантий, всегда и в полном объеме (оплачены на 100%) будут предоставляться гражданам за счет средств государственного бюджета.

Будут услуги, которые не оплачиваются из государственного покрытия: например, эстетическая стоматология, пластическая хирургия и др.

Миф 8. Реформа предполагает повышение зарплаты врача

Тариф на медицинские услуги по оказанию первичной медицинской помощи состоит из двух частей: ставки на оплату медицинской услуги и ставки на оплату диагностических услуг, в том числе — лабораторных исследований.

В бюджетной резолюции, которая была принята парламентом в июле 2017 года, заложена сумма среднего тарифа за человека в 370 гривен в год. Столько будет получать врач первичного звена за каждого пациента.

При этом средний тариф колеблется в ту или иную сторону, в зависимости от различных факторов. Например, если среди пациентов будут дети до 5 лет или пенсионеры в возрасте 65+, тариф будет почти вдвое выше тарифа для молодых людей.

Это означает, что врач первичного звена будет получать в год  от 700 000 до 1 миллиона гривен зна свою практику, если наберет максимально рекомендованное количество пациентов в 2000 человек.

В бюджетной резолюции заложена сумма на 2019 — за каждого пациента в среднем по 450 гривен в год. Планируется, что из года в год эта сумма будет постепенно увеличиваться.

Врачом первичного звена может быть семейный врач, педиатр или терапевт. Эти врачи могут стать физическим лицом-предпринимателем (ФЛП) и открыть собственную практику, а также объединяться с другими врачами в практике первичной медпомощи, чтобы оптимизировать расходы.

Также врачи первичной медицинской помощи могут быть наемными работниками в коммунальных учреждениях первичной медицинской помощи.

 В этом случае врач договаривается о заработной плате с администрацией заведения, согласно количеству пациентов, которых он задекларирует.

 При этом в медицинских учреждениях, которые стали коммунальными предприятиями, тарифные сетки, действующие сейчас, не будут применяться.

С 2020 года все медицинские учреждения вторичного и третичного звена начнут переходить на новую модель финансирования. Национальная служба здоровья будет перечислять медучреждениям деньги за оказанные услугу по утвержденным тарифам, едиными для всей страны.

В тарифе за услугу заложены все расходы на ее предоставление, в том числе — оплата труда медицинского персонала.

При этом реформа предусматривает отказ от тарифных сеток и свободное формирование рынка зарплат в коммунальных медицинских учреждениях. То есть уровень зарплаты медицинского работника будет базироваться на его / ее компетенции, будут созданы условия для гибкого определения заработной платы, как это происходит, например, в частных клиниках.

Миф 9. НСЗУ — это финансовый «монстр», который будет распоряжаться 100 млрд. грн.

НСЗУ не обладает средствами. Национальная служба здоровья является оператором, который совершает закупку медицинских услуг и заключает договоры с медицинскими учреждениями и врачами-ФОТ.

Модель НСЗУ имеет наименьшие коррупционные риски, поскольку как центральный орган исполнительной власти подконтрольна Счетной палате, Государственной аудиторской службе, а также антикоррупционным органам — Национальному антикоррупционному бюро и Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции.

НСЗУ будет контролировать качество услуг на уровне соблюдения условий договора. То есть НСЗУ заключает договор и проверяет его выполнения, так же, как страховая компания проверяет выполнение условий страхового договора.

 Если речь идет о врачебной ошибке, то в этом случае контроль остается за органом, который предоставляет лицензию — за Минздравом.

Миф 10. В бригаде скорой будут только парамедики, которые не смогут оказать адекватную помощь людям, потому что они не врачи

Реформа экстренной помощи не является частью законопроекта 6327, который запускает медреформе в Украине. Изменения для скорой помощи будут проходить параллельно.

Мифы и ложные представления о роли и месте парамедиков в системе экстренной медицинской помощи связаны с устаревшими советскими взглядами или незнанием существующих систем и практик экстренной медицинской помощи в мире. Эти неправильные представления формируют у медработников и общественности сопротивление внедрению этих изменений.

В большинстве развитых стран, на начальном этапе развития системы экстренной медицинской помощи, парамедики действительно при необходимости срочного лечения только доставляли пациентов в больницу, где им оказывали медицинскую помощь.

 Достижения в области медицинской науки расширили возможности предоставления качественной и эффективной первой медицинской помощи не только в отделениях неотложных состояний, но и непосредственно по дороге в больницу в самой карете скорой помощи.

 Поэтому сегодня парамедики — это именно тот медицинский персонал, который должен быть обучен спасать человека.

Министерство здравоохранения разработало 4-модульную программу переподготовки фельдшеров и врачей скорой, которая направлена ​​на повышение их квалификации в соответствии с международными стандартами оказания неотложной помощи. Обучение парамедиков, ответственных за оценку состояния пациента и обеспечения необходимой помощи на месте происшествия, а также во время транспортировки в больницу, продлится 3 года и приравниваться к уровню бакалавра.

Только после того, как у нас появятся специалисты, экстренную помощь ждут перемены.

Также в экстренной помощи будут работать не только парамедики. В государственный классификатор внесены профессии инструктора по догоспитальной помощи, инструктора по первой помощи, парамедика и экстренного медицинского техника.

Миф 11. Телемедицина в селе не заработает, потому что нет интернета и техники

В Украине телемедицина не имеет никакой связи с телевидением. Это оперативное консультирование узким специалистом, который находится на расстоянии от пациента.

Самый актуальный случай — это для кардиологической помощи. Ежегодно в Украине происходит 40 000 инфарктов, 20 тысячам из них требуется неотложная медпомощь. Но часто такого пациента просто опасно везти далеко, или наоборот — боль в сердце не является угрожающей, и ехать за сотню километров нет необходимости.

 А фельдшер или врач на месте не может правильно оценить данные кардиограммы. В таком случае он сможет передать результаты узкопрофильных специалистов в специальный центр и там сразу проконсультируют, что следует делать.

 Для этого не нужны какие-то особые технологии, а кардиографами Минздрав планирует оснастить все «скорые», где их еще нет.

Узкопрофильные специалисты будут дежурить в специально оборудованных реперфузионных центрах 24/7.

Тогда врач на месте сможет оказать экстренную помощь человеку сразу, на месте.

Читайте также:  Покупка квартиры в москве

В телемедицине важен не столько интернет, сколько внедрение самой системы такой помощи пациентам. Ведь сейчас врачи боятся ответственности, не берутся консультировать по интернету или по телефону, потому что не было такого разрешения. Теперь, когда Минздрав подготовил соответствующие приказы, ситуация изменится.

Также специалист может удаленно консультировать по цифровым рентгенограммам и компьютерным томограммам, посылать некоторые анализы.

Итак, телемедицина упростит диагностику в тех случаях, когда нужен не персональный обзор, а оценка данных исследований. Предоставит больше возможностей пациентам из отдаленных районов проконсультироваться у узкого специалиста. А в кардиологии вообще поможет спасти жизни.

Источник: http://nashreporter.com/medicine/mifyi-i-pravda-o-medreforme-v-ukraine-podrobno/

Медицина в Украине: как она изменится после реформы?

Проект закона №6327 о государственных финансовых гарантиях в медицине зарегистрировали в парламенте в начале апреля этого года. После всех обсуждений, поправок и голосований Верховная Рада его приняла в целом как закон.

Большинство статей должны вступить в силу через месяц после публикации, действовать закон начнет с 1 января 2018 года: начнется изменение модели финансирования системы здравоохранения первичного звена, в которое входят специалисты общей практики – семейные врачи.

С 2019 года Минздрав собирается внедрять новую систему финансирования для второго и третьего звена, то есть профильной и узкоспециализированной медпомощи. Завершить реформу планируют к 2020 году.

Пока в Верховной Раде готовят документ на подпись спикеру со всеми поправками, Министерство здравоохранения выпускает разъяснения, как новая система будет работать.

Как будет оплачиваться лечение

“С 1 января 2018-го каждый пациент сможет получать первичную помощь совершенно бесплатно у избранного им семейного врача, – подчеркивают в министерстве. – Базовые анализы будут также бесплатными в амбулатории семейного врача. Если семейный врач будет требовать дополнительные средства при лечении, вы можете обратиться с жалобой в Национальную службу здоровья, а также заменить врача”.

В рамках первичной медицинской помощи гарантированно и бесплатно пациенты могут получать такие анализы:

  • общий анализ крови с лейкоцитарной формулой,
  • глюкоза крови,
  • общий холестерин,
  • анализы мочи,
  • общий анализ мочи,
  • электрокардиограмма в покое,
  • микроскопия мокроты,
  • быстрые тесты на ВИЧ, вирусный гепатит и сифилис.

За каждую услугу, оказанную пациенту в рамках государственной гарантированной программы, конкретное учреждение будет получать из бюджета установленную по тарифу сумму.

 Тариф будет включать все расходы для оказания медицинской услуги: работу персонала, коммунальные платежи, расходные метериалы и лекарства, амортизацию оборудования, административные и другие затраты.

 Методику расчета тарифов и корректирующие коэффициенты будет утверждать Кабмин по согласованию с Минздравом. 

Таким образом, поясняют в министерстве, поликлиникам и больницам будет выгодно привлекать пациентов уровнем врачей, качеством услуг, оборудованием, комфортом и так далее. Больше денег получат те учреждения, где больше предоставлено качественных услуг. 

В Минздраве объясняют, что новые налоги для оплаты медицинских услуг вводиться не будут, финансирование предусмотрено за счет поступлений от общих налогов. Дополнительные деньги могут вкладывать органы местного самоуправления: на оборудование, зарплату врачей, ремонт, местные программы для населения или другие нужды.

В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь должна предоставляться бесплатно.

Государство гарантирует оплату 100% всего необходимого лечения и медикаментов на первичном уровне.

На вторичном и третичном уровнях, реформа которых должна начаться с 2019 года, на 100% будут оплачиваться государством те услуги врачей, которые войдут в программу государственных гарантий.

Для этого должен еще быть разработан список услуг вторичного и третичного звена, которые будут профинансированы государством.

“Объем услуг в рамках программы медицинских гарантий зависит от объема финансирования системы здравоохранения, однако будет включать все основные услуги, необходимые для качественного лечения – намного больше, чем люди могут получить бесплатно сейчас”, – уверены в Минздраве.

Полный список услуг программы медицинских гарантий появится к 2020 году, когда реформа будет внедрена целиком.

Министерство здравоохранения обещает опубликовать тарифы на услуги после сбора статистики о реальной заболеваемости, а также после получения данных о затратах больниц и оценки бюджета, который будет выделен на программу медицинских гарантий на 2020 год. Пилотный проект Минздрав готовит совместно с Национальной академией медицинских наук.

“Тарифы будет оплачивать больницам государство – именно для того, чтобы у врачей были достойные зарплаты и эти деньги не платили пациенты”, – заявляют в министерстве.

К узким специалистам попасть можно будет за счет государственных денег по направлению от семейного врача. К ряду специалистов, например к гинекологу и психиатру, можно будет обратиться напрямую, без направления. К остальным должен выписать направление врач общей практики – или же придется самостоятельно платить за лечение, если пациент решит сам обратиться к профильному врачу.

Платной будет стоматология, кроме экстренной и детской, эстетическая стоматология и пластическая хирургия. Лабораторные анализы, рентген, флюорография являются частью почти всех услуг, которые будет оплачивать государство, расходы на них будут частью тарифов соответствующих услуг.

“Законопроект №6327 не предусматривает взыскание с граждан никакой платы за необходимую им медицинскую помощь, – подчеркивают в министерстве.

 – Народные депутаты, несмотря на веские обоснования, которые не раз приводили представители Минздрава, решили изъять из текста законопроекта №6327 нормы о сооплате части медицинских услуг и международные медицинские установки.

Команда Минздрава не согласна с этими финальными правками. Но в редакции законопроекта есть весь инструментарий, чтобы начать реформу первичного звена с января 2018 года”.

В Минздраве предупреждают: команда ведомства будет продолжать отстаивать норму о введении совместных платежей. По мнению чиновников, важно внедрить сооплату на этапе реформирования специализированного лечения, которое планируется начать с 2019 года.

“Тарифы, которые распространяются сейчас некоторыми сомнительными изданиями, не имеют ничего общего с реальностью.

Это просто фейк и ложь”, – заявили в министерстве в ответ на обнародованный 20 октября нардепом от Блока Петра Порошенко Ольгой Богомолец прайс. Стоимость большинства манипуляций в таблице, которую она опубликовала, превышает 100 тыс. грн.

 Депутат заявила, что цены на медицинские услуги, предварительно рассчитанные Кабинетом Министров, являются “ужасными”. 

Заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк в ответ сообщил, что это – пилотные тарифы Академии медицинских наук Украины на услуги, счета за которые медучреждения академии будут направлять государству, чтобы за конкретного пациента прошла оплата. “Клиники АМНУ в рамках этого проекта будут выставлять тарифы государству и не будут ничего брать с пациента”, – уточнил он.

Для выплаты всем медучреждениям денег за лечение пациентов уже на первом этапе реформы вводится посредник – Национальная служба здоровья Украины.

Что такое Национальная служба здоровья?

Это центральный орган исполнительной власти, оператор бюджетных денег на здравоохранение. Деньги  будут храниться на казначейских счетах, а НСЗУ должна заключать контракты на покупку медицинских услуг у учреждений и частных врачей, а также контролировать качество услуг (кроме врачебных ошибок, которыми продолжит заниматься Минздрав). 

“Например, вместо четырехместной палаты, как это прописано в договоре, пациента положили в шестиместную, или сказали, что нет лекарств, хотя они должны быть, поскольку за них уплачены бюджетные средства и они входят в стандарты лечения. То есть НСЗУ заключает договор и проверяет его выполнение, так же, как страховая компания проверяет выполнение условий страхового договора”, – объясняют в министерстве.

Служба будет оплачивать оказанные медицинские услуги и лекарственные средства по программе медицинских гарантий на основании информации и документов, внесенных врачом в электронную систему здравоохранения eHealth.

Что такое eHealth?

Это электронная система, где будут зарегистрированы декларации, по которым НСЗУ сможет оплачивать врачу ведение каждого пациента. В системе пациенты будут получать свою медицинскую информацию, а врачи – использовать ее для постановки диагноза с учетом целостной картины здоровья пациента.

“Система заменит бумажные медицинские карты и справки, которые теряются. Врачи будут выписывать электронные рецепты, которые невозможно подделать”, – подчеркивают в Минздраве. 

Врачи будут составлять отчет в электронной системе здравоохранения eHealth и указывать объем предоставленных пациентам медицинских услуг и лекарств. 

Зарплата врачей

Согласно законопроекту №6327, в тариф закладывается оплата труда медицинских работников не меньше 250% средней заработной платы в Украине за июль года, предшествующего году, в котором будет применяться тариф. Если бы тарифы утверждались в 2017 году, минимальная зарплата врача составила бы 13 400 грн без учета налогов (около 10 800 “на руки”, за вычетом 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора).

Реформа предусматривает отказ от тарифных сеток и свободное формирование рынка зарплат в коммунальных медицинских учреждениях, то есть каждый медицинский работник будет договариваться с руководством об уровне заработной платы в индивидуальном порядке, как это происходит сейчас в частных клиниках.

Средняя ставка для семейного врача за одного пациента в 2018 году составит 370 гривен (в бюджетной резолюции на 2019 год заложена сумма в 450 грн, предполагается, что она будет повышаться каждый год).

Для каждой категории населения разработан свой тариф, по которому врачу будут платить, например, годовая оплата за услуги для детей (до пяти лет) и пожилых людей (65 лет и старше) будет в два раза выше, чем для мужчины 25 лет.

Если врач зарегистрирован как физическое лицо-предприниматель, то деньги за каждого пациента будут приходить напрямую на его счет. Если же он наемный работник, то о зарплате он договаривается с руководством клиники.

“Собственная прибыль врача эффективной семейной практики с 2 тыс. пациентов в статусе ФЛП – до 18 тыс. грн, медсестры – до 12 тыс. При этом у групповых практик – меньше затраты и больше доходы”, – подсчитали в министерстве.

Аргументы за Аргументы против
Технические моменты и нюансы будут еще отшлифовываться. Нашим людям, которые привыкли, чтобы за ними бегали, нянчили, которые были инфантильными, придется становиться самостоятельными, становиться действительно гражданами, ответственными за свое здоровье. И искать врача, подписывать с ним контракт. Это та практика, которая существует в Великобритании, я спрашивал у коллег, друзей, как они это решают. Во-первых, есть социальные сети, есть друзья, во-вторых – разные форумы, в-третьих – спрашивают у соседей, к кому они обращаются. И вполне нормально, если пациенту не нравится доктор, – он может его поменять.Самое важное – это врач будет распоряжаться теми средствами, которые он получит за пациента. Это беспокоит тех, кого мы относим к фарммафии. Продажи фуфломицинов резко упадут. Потому что многие закупки через систему ProZorro производятся за счет местных бюджетов. Если посмотреть, что закупают – это же страх и ужас. Понятно, что там где-то как-то договорились: а давайте включим в программу закупок, а давайте закупим, потому что это выгодно. Например, интерфероны в нос, в попу – была бы дырка, куда засунуть. Простите, но это мои деньги. За эти деньги вы покупаете препараты, которые не то что неэффективны, а даже вредны. Тот же “Актовегин” и другие. Потому что это местные бюджеты.Понятно, что многие сопротивляются, потому что привыкли к чистому гонорару, не учитывая, что, извините, за аппаратуру, наркоз, медикаменты, кто-то платит. Но они же откуда-то берутся. Кто-то платит за персонал, это же не один хирург работет: у него на операции есть ассистент, операционная медсестра, а есть еще реанимация. Есть смены, которые приходят. А есть еще часть работы операционной: ремонт, антисептики и так далее. Это же должно оплачиваться.  После внедрения этого закона люди почувствуют ухудшение и уменьшение доступности медицинского обслуживания и помощи. Больше будет негативных моментов, чем позитивных. Потому что люди ждут, что будут перемены, а под них не заложено никакого финансового обоснования и фундамента. А только на словах декларирование, что нужно что-то сделать, а реально, чтобы что-то сделать, – нет денег. Говорят, что с 1 января заработает оплата для первичной помощи, с семейными врачами подпишут договоры, наберут две тысячи человек и так далее. А что будет, если не подпишут договоры? Люди перестанут обслуживаться? Вообще не будут иметь доступа к медицинской помощи?Огромная проблема: деньги по принятому закону будут платиться постфактум за предоставление медицинской помощи. Нигде в мире такого опыта нет, это украинское ноу-хау: деньги будут потом, когда кто-то проверит деятельность, качественно ли были предоставлены услуги и так далее.Абсолютно неизвестно, где будут получать помощь люди, когда необходимо 30 тыс. семейных врачей, а у нас по их по сертификатам 15 тыс., а по факту работает 8 тыс. Люди физически не смогут найти врача, с которым можно подписать договор. Нет сети семейных амбулаторий, с которыми можно подписать договор в селах. Нет ответа, что будет с теми врачами, которые уже набрали 2 тыс., а к ним еще пациент придет.Команда министерства путает общий доход с зарплатой. И почему-то общий доход, который придет на амбулаторию для семейного врача, считает зарплатой. А нужно будет как минимум содержать одну медсестру, фельдшера и санитарку, плюс оплата коммунальных услуг и масса других затрат. Осознание у врачей наступит примерно месяца через три, что их, по сути, сделали заложниками ситуации, что они всем должны. Закончится тем, что люди как раньше платили, так и будут платить.
Читайте также:  Выбираем женскую сумочку

Источник: https://gordonua.com/publications/medicina-v-ukraine-kak-ona-izmenitsya-posle-reformy-216076.html

Дешевые и дорогие полисы ДМС: плюсы и минусы – Медицинское страхование

Дешевые полисы медицинского страхования в 500-1000 грн. в год) имеют низкий лимит покрытия до 10 тыс. грн. и включают, как правило, пакет «Скорая помощь» (вызов врача через диспетчерскую службу ассистанской компании, экстренная и плановая госпитализация) и пакет «Стационарное обслуживание» (диагностическое обследование, обеспечение медикаментами в рамках определенного лимита).

Но есть одна неприятность — по таким полисам ДМС лечение застрахованных, а уж тем более госпитализация, осуществляется только в государственных клиниках. То есть клиент, заплатив деньги страховщику, получает то же лечение, на которое может рассчитывать  любой незастрахованный гражданин Украины, имеющий право на бесплатное медицину. Только разве что хорошо организованное.

Покупая полис добровольного медицинского страхования (ДМС) уже за 3000 грн. с лимитом в 75 тыс. грн., можно рассчитывать на куда более широкий набор услуг.

В том числе и амбулаторно-поликлиническое обслуживание, стоматологическую помощь, «скорую помощь», стационар в небрендовых частных клиниках, а также программу семейного или личного врача-терапевта, исполняющего роль координатора по остальным программам.

Что нужно знать, оформляя страхование ДМС, и какие риски стоит в нее включать?

У всех страховщиков программы по ДМС, по большому счету, идентичны. Разница в цене связана с набором рисков, включенных в полис, лимитом по тому или иному виду услуг и статусом клиники (частным или государственным).

Для молодых людей в возрасте 25-35 лет наиболее оптимальным будет пакет ДМС с лимитом не менее 50-75 тыс. грн. и с возможностью обслуживаться в известных частных клиниках («Добробут», «Борис», «Медиком»).

Самостоятельное лечение в подобных медицинских учреждениях для многих довольно дорого, а вот если получать его по медицинской страховке — вроде бы и доступно.

Допустим, сумма покрытия полиса составляет 120 тыс. грн., но это вовсе не значит, что на всю эту сумму можно лечить, к примеру, зубы, и ни в чем себе не отказывать.

Обычно лимит по стоматологическим заболеваниям составляет 750-1500 грн. на одного члена семьи.

Существуют  и ограничения по оплате медикаментов — т.е. франшиза в 20-50% в зависимости от различных программ.

Комплексные программы ДМС для физлиц содержат ограничения не только по набору услуг, но и по кругу заболеваний.

При выявлении таких болезней (состояний) во время действия полиса договор зачастую разрывается, а уплаченная премия не возвращается. По большому счету, в данном случае реальной альтернативой ДМС становится страхование от критических заболеваний, которые покрывают именно такие риски.

Впрочем, страховщики иногда соглашаются включать в базовые пакеты ДМС и нечто отличное от ангины. Например, хронический бронхит, гипертонию, язву желудка, аденому, холецистит и другие серьезные заболевания.

Правда, доплатить за такие риски придется немало — от 1000-3800 грн. в расчете на год (за каждый риск), то есть почти столько же, сколько за базовую страховку, а может и больше.

А вот включить в полис только эти риски, отказавшись от всех других, все же нельзя.

Впрочем, несмотря на массу ограничений по страховкам ДМС, выгоды от их покупки есть, и весьма значительные. Прежде всего, за счет возможности избежать непредвиденных расходов на дорогостоящие процедуры в частных клиниках.

Еще один плюс — возможность контроля за качеством лечения и объемом оказанных услуг со стороны страховой компании. Все компании берут на себя урегулирование споров в случае, если врачи или лечили некачественно, или причинили вред здоровью.

Особенно не любят страховщики тех, кто с помощью ДМС пытается решить проблемы с давними хроническими заболеваниями или устранить последствия лечения методами нетрадиционной или экспериментальной медицины.

Источник: http://med-insurance.com.ua/sovety/48

Украинцы будут лечиться по-другому: в чем заключается реформа Минздрава

Через четыре года Украина перейдет на новый механизм финансирования лечения. Интересно, что страховые компании пойдут на удешевление и одновременно улучшение качества услуг.

Об этом “Обозревателю” рассказала директор по методологии “ДИМ Страхование” Анна Никитина.

“Данная рееформа Минздрава — действительно существенный шаг вперед.

Среди главных плюсов реформы — принцип “деньги идут за пациентом” (финансирование согласно заключенным контрактам между пациентом и врачом), создание госпитальных округов (громада сама контролирует финансы и работу локального медицинского учреждения), введение протоколов лечения (контроль за объемом медицинской помощи). Однако возникают вопросы, ответы на которые необходимо получить до внедрения реформы”, — отметила эксперт.

Финансирование

Лечебным учреждениям уже сегодня необходимы деньги на медикаменты, диагностическое и другое оборудование, ремонт, мебель и так далее. Но согласно проекту реформы, деньги придут уже после пациента.

То есть еще долгое время медицинская услуга в государственной или коммунальной больнице будет в старых мрачных условиях без должного оборудования и медикаментов.

Где больнице взять деньги до прихода к ней пациента?

Контроль качества услуг

Национальная служба здоровья Украины будет только оператором-кассиром, который делает выплаты по контрактам. Но кто будет контролировать качество и выполнение протокола и стандартов лечения? Куда пациент может пожаловаться? Такой службы нет и не предвидится. Это означает, что пациент, который не имеет медицинского образования, должен сам контролировать процесс своего лечения.

Учет

Нужна база данных пациентов, которая содержала бы полную информацию об истории болезней, видах лечения, ограничениях в приеме определенных препаратов и так далее — доступ к такой информации облегчит врачу принятие решений. А пациент при помощи личного кабинета мог бы заранее записаться на прием, оставить отзыв или жалобу на врача или поликлинику. Жалобы и отзывы формировали бы рейтинги врачей и больниц.

Все эти вопросы могли бы помочь решить страховые компании, так как добровольное медицинское страхование работает в Украине уже более 15 лет и обслуживает несколько миллионов человек — все руководители крупных предприятий включают медицинскую страховку в социальный пакет для сотрудников.

Страховые компании уже знают, как найти ответственного и профессионального врача, умеют подобрать необходимые диагностические и лечебные центры. Они имеют практику и методику контроля над качеством лечения, количеством и качеством выписанных препаратов.

Уже отработаны механизмы доставки медикаментов, а врачи-координаторы имеют всю необходимую информацию о клиентах для принятия нужных решений – все есть в базе данных страховой компании, и она защищена согласно всем требованиям действующего законодательства.

“Конечно, коммерческий интерес у страхового рынка есть. Но финансирование здравоохранения через уже работающий механизм пациент—врач—больница даст гражданину более качественную и быструю медицинскую защиту. Ведь на построение новой системы обслуживания (со всеми атрибутами госуправления) уйдут годы, а здоровье людей требует защиты и профилактики уже сегодня”, — считает страховщик.

При этом конкуренция среди страховых компаний, по ее мнению, будет работать на удешевление их услуг и улучшение качества — недовольный пациент может в любой момент поменять страховую компанию.

“И главное — нынешняя реформа покрывает только первичную медицинскую помощь, а для стационарного лечения или лечения от редких заболеваний все равно нужно покупать страховой полис”, — Анна Никитина.

Источник: https://www.obozrevatel.com/finance/business-and-finance/59670-ukraintsyi-budut-lechitsya-po-drugomu-v-chem-zaklyuchaetsya-reforma-moz.htm

Медицинская реформа в Украине: что получат врачи и пациенты

Реформа системы здравоохранения — сложный процесс, напрямую связанный с жизнью людей. Каких сюрпризов стоит ждать украинцам?

Если спросить у рядового украинца, доволен ли он качеством медицинских услуг в стране, скорее всего, ответ будет отрицательным. Вдогонку вам могут рассказать множество историй, не в лучшем свете описывающих медицинский быт.

Статистика подтверждает личный опыт: в Украине люди живут в среднем на 10 лет меньше, чем в странах Евросоюза.

Как изменить ситуацию и навести порядок в системе здравоохранения? Что происходит с реформой медицины и что получат в конечном итоге врачи и пациенты? Этим вопросам посвятили одну из панелей конференции Трансформация'17, организованной платформой VoxConnector. Участниками дискуссии стали и.о.

министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун, руководитель экономических и политических исследований Киевской школы экономики Наталья Шаповал, эксперт Реанимационного пакета реформ Татьяна Юрочко, семейный врач Евгений Гончар и заместитель генерального директора по стратегическому развитию клиники Исида Олег Петренко.

О реформе здравоохранения в целом

Ульяна Супрун: Думаю, каждый украинец мечтает о такой системе здравоохранения, которая будет оказывать качественные медицинские услуги. Сейчас в Украине действует советская система здравоохранения Семашко. Она централизованная и финансирует существование самой системы.

Страховая система здравоохранения, которую мы сейчас внедряем, финансирует конкретный объект оказания медицинских услуг — врача или больницу. При такой системе каждый украинец сможет получить гарантированный бесплатный пакет медицинских услуг, который будет оплачивать государство.

Вы сможете получить базовые услуги, обращаться к выбранному вами семейному доктору или в больницу (как коммунальную, так и частную). Реформа будет продолжаться три года. Первый год — изменение системы на первичном уровне.

Сейчас мы можем финансировать 100% всех предоставленных медицинских услуг.

На других уровнях пациент обязан будет частично доплачивать за медуслуги (личные средства, частные страховки или субвенция из госбюджета малообеспеченному населению). Пациент будет четко понимать, какие услуги и в каком пакете он может получить. Все будет четко определено как для врачей, так и для пациентов, и на все будет определенный тариф.

Украинцам для получения гарантированного бесплатного пакета медицинских услуг (консультация врачей первичного звена и экстренная медицинская помощь) потребуется только паспорт. Их получат все, независимо от возраста и социального статуса.

Если мы выбрали европейский путь развития Украины, наша медицинская система также должна соответствовать европейским стандартам.

Источник: http://zerkalo.mk.ua/novini/medicinskaya-reforma-v-ukraine-chto-poluchat-vrachi-i-pacienty.html

Ссылка на основную публикацию