Общение через интернет и виртуализация жизни

Чем общение через Интернет отличается от общения вживую

Интернет-коммуникация, общение через Интернет – это виртуальная реальность, а общение лицом к лицу, то есть, вживую – это реальный мир. Чем они отличаются? Что есть такого в реальном, живом общении, чего нет в виртуальном?

Как Вы считаете, есть предположения? Читайте дальше, чтобы узнать.

Общение через Интернет может осуществляться видео-чатом через приложения Skype, Viber или Facebook. А общение живьем осуществляется путем посещения реальных мест, назначенных или случайных встреч.

Что отсутствует в интернет-связи?

Вы можете ясно видеть человека на другом конце, наблюдать за его движениями и слышать его голос. Но большая дистанция между собеседниками может создавать помехи для потока данных, что иногда делает голос искаженным, а изображение и движения размытыми.

На самом деле Вам очень повезло, если Вы явно можете рассмотреть хорошее изображение человека на экране наряду с его четким голосом и движениями. Кстати, многое зависит от скорости интернета на обоих устройствах собеседников.

При общении вживую есть возможность не только улавливать взгляд собеседника, но также можете заметить некоторые другие качества, например, такие как теплота или холодность человека.

Вы можете почувствовать человека физически, например, с помощью рукопожатия, похлопывания по плечу, обнимания или прикосновения к руке. Такие контакты упрощают общение, помогают лучше понять собеседника.

По каким еще причинам интернет-коммуникация проигрывает живому общению? Хотя программные средства для общения с другим человеком через Интернет хорошо развиты, виртуальная реальность по-прежнему остается лишь на вашем экране, и нельзя составить полное, целостное впечатление, разговаривая с другим человеком на большом расстоянии. Это кажется искусственным, роботизированным, и Вы можете в конечном итоге не найти контакта с человеком на другом конце, чувствуя отсутствие чего-то, что невозможно определить через монитор компьютера.

Что есть при живом общении?

Общение лицом к лицу более оживленное и интересное. Можно поговорить с человеком по душам, возможно, стать друзьями или партнерами. Главное – излучать позитив и найти общие интересы при живом общении с человеком.

Все это отсутствует в интернет-общении. Хотя благодаря современным технологиям возможность проведения беседы в Интернете работает отлично, тем не менее, иногда можно упустить что-то большее, что могло бы удовлетворить Вас целиком и составить такое же полноценное впечатление, как при живом общении.

Подведем итоги. Были описаны некоторые из вещей, которыми виртуальное общение отличается от общения вживую, и это причины, по которым живая беседа всегда будет иметь преимущество перед другими способами связи.

Также по теме:

1) Общение людей в социальных сетях и в реальной жизни

2) Компьютеры, которые нас объединяют

3) IP телефония: что это и как работает

Источник: https://www.InetGramotnost.ru/obshhenie-v-internet/chem-obshhenie-cherez-internet-otlichaetsya-ot-obshheniya-vzhivuyu.html

Виртуальная реальность в жизни и в образовании

О проблемах и преимуществах внедрения компьютерных технологий в образование мы беседуем с нашим экспертом, заместителем директора по научной деятельности Елабужского института КФУ, доцентом кафедры педагогики Владиславом Виноградовым.

Ученых-гуманитариев интересует не столько сам компьютер, сколько среда, порождаемая им, ее влияние на человека. 

— Владислав Львович, скажите, можно ли назвать современного человека полностью виртуализированным?

— Виртуализация нашей жизни – это объективный вызов 21 века. Сегодня мы через интернет производим оплату государственных услуг, записываемся на приём к врачу, производим массу действий, которые раньше требовали непосредственного хождения по инстанциям, выстаивания в очередях и т.д.

Естественно, виртуализация жизни сказывается, в первую очередь, на детях и молодёжи, поскольку именно в их возрасте человек наиболее интенсивно осваивает всё то новое, что может ему пригодиться в жизни.

И если для человека пенсионного возраста оплатить коммунальные услуги через интернет – это почти подвиг, связанный с преодолением себя, своих сомнений, то для подростка, для юноши, такого рода операции являются самым обычным делом и не вызывают никаких негативных эмоций.

Хорошо это или плохо? Говорить об этом некорректно — это просто данность времени, реальность, в которой мы живем.

— Но ведь есть риск, что компьютерные технологии будут применены неправильно, и они не принесут пользы для человека?

— Компьютер, интернет, — это те инструменты, которые позволяют человеку решать определенные задачи. Как человек будет использовать возможности компьютерных технологий, будет зависеть уже от самого человека, а не от компьютера.

Точно так же, обычным топором можно срубить храм и нанести увечье человеку. Естественно, эти риски требуют определенного иммунитета.

Понятно, что в виртуальной реальности можно потерять связь с реальными жизненными процессами, виртуальное общение нисколько не подменяет реальное, а лишь дополняет его. Основная проблема, вероятно, в том, что для формирования соответствующей культуры нужны опыт и время.

С этим не нужно бороться, с этим нужно работать. В наше уникальное время у человека есть выбор, никто не запрещает человеку ходить по тем же очередям (в РКЦ, банке, поликлинике и проч.) и получать то общение, которого мы лишены в виртуальном пространстве.

— А как проходит процесс виртуализации непосредственно в образовании? Возникают ли риски ухудшения его качества?

— Если говорить об образовании, то здесь мы встречаемся с той же самой ситуацией. С одной стороны у нас появляется множество новых преференций, связанных с интернет-технологиями, с другой стороны – масса рисков, опасностей, с которыми нужно работать.

Образовательные технологии, которые используются нами традиционно, недостаточно адаптированы к реалиям сегодяшнего времени. Приведём самый простой пример, когда в процессе обучения ученик получает задание подготовиться к выступлению на занятии.

Что должен был делать ученик в этой ситуации лет 20 или 30 тому назад? Он должен был отобрать материал в библиотеке, обобщить, расположить в определенном порядке, переписать его в тетрадь, и, соответственно, доложить на занятии. Задания зачастую остались теми же.

Сейчас ученик просто обращается к интернету, поисковая система выдаёт через секунду уже готовую работу, которую он, зачастую впервые, читает уже на занятии. То есть, исчезает полностью та цепочка действий, которая сама по себе приводила к определенному результату, формировала необходимые компетенции.

В настоящее время эти проблемы вызвали кардинальное изменение роли педагога в образовании. Педагог уже не выполняет функцию уникального обладателя информации, педагог сегодня – человек, управляющий образовательной деятельностью ученика.

Человек, который помогает не найти информацию (это уже не столь проблематично), а учит с этой информацией работать. Обеспечивать процесс самообразования. Перейти на эту логику образовательно процесса, пожалуй, является самой большой проблемой. Это совершенно другие методы и формы образовательного процесса, это совершенно другие взаимоотношения обучающего и обучающегося.

— Получается, теперь образование – это в большей степени самообразование?

— Да, теперь это самостоятельная образовательная деятельность каждого ученика под управлением опытного педагога-тьютора, который уже прошёл этот путь сам и может провести по этому пути своих учеников.

Это означает, что образовательный процесс становиться в большей степени виртуальным. Встречаться на занятиях мы теперь заинтересованы только для того, чтобы поделиться имеющимися результатами своей деятельности с другими.

В данном случае, акцент переносится на качество тех образовательных ресурсов, с которыми обучающийся работает.

— Что необходимо сделать для обеспечения комфортной работы студента, который в большей степени будет заниматься самостоятельно?

— Сейчас устойчиво говорят о необходимости создания полностью виртуальных курсов, которые, безусловно, включают и возможность общения в чатах, проведения вебинаров, но практически полностью исключают физические встречи. Соответствующие исследования подтверждают, что такая форма образования не уступает традиционной при должной мотивации обучающихся.

— Каким образом Казанский федеральный университет и Елабужский институт, в частности, решает данную проблему?

— В КФУ разрабатываются различные проекты в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России. В частности, один из проектов Елабужский институт КФУ начал реализовывать в сентябре 2016 года. Он предполагает создание массовых открытых онлайн-курсов по подготовке будущих учителей.

Предполагается, что вузы-партнёры по проекту будут направлять своих студентов на обучение с зачетом результатов этих курсов уже в формальных показателях.

Здесь прослеживается тенденция, которая говорит о возможном отказе от традиционной формы организации образовательной деятельности, при которой человек поступает в определенный вуз и в течение нескольких лет его заканчивает.

В недалеком будущем студент сможет путешествовать в виртуальной образовательной реальности от одного вуза к другому. Он сможет осваивать различные компетенции в разных местах.

Например, технологию организации воспитательной работы в Елабужском институте, а технологии учебной деятельности — в Псковском государственном университете и т.д.

Набрав необходимое количество курсов он может пройти итоговую государственную аттестацию в любом из выбранных им вузов или специально созданном для этого центре. Соответственно, вузы при этом должны иметь определенные компетенции, которые будут привлекать на их образовательную площадку всё большее количество людей. Создание подобных точек роста, является перспективным направлением нашей работы. К примеру, Елабужский институт уже давно работает по созданию и внедрению технологий проблемно-ориентированного обучения. Здесь создана определенная коалиция специалистов высокого уровня.

Динара Алмагамбетова, пресс-служба Елабужского института КФУ

Источник: https://newspaper.kpfu.ru/blogs/blog-ekateriny-saybel/news-virtualnaya-realnost-v-jizni-i-v-obrazovanii/

Виртуальное общение: вред или польза?

werwolf_alex

Всё сильнее и сильнее входит в нашу жизнь интернет. Скоро без него будет уже не обойтись – заплатить за элементарные товары станет легче, сделав всего два клика на  ноутбуке.

Видать, и выходить из домов  перестанем.

И правда, зачем? Деньги зарабатываем в нете, еду и остальное покупаем с доставочкой на дом там же, знакомиться тоже легче в сети… Как показывает футуристичное  кино, не любой прогресс во благо!

Конечно, эта ситуация аналогична тому, хорошо или нет иметь, допустим, личное оружие.

Зависит от человека – если он не любитель посносить поутру пару голов, а держит оружие исключительно в целях самозащиты, то почему бы и нет? Интернет и другие революционные блага (те же мобильники!) – палка  о двух концах. Если голова на плечах и умеешь пользоваться инструментом, то флаг тебе в руки, барабан на шею!

С мозгами в голове тоже вроде всё понятно. А вот с умением дело обстоит иначе. Как приобрести умение? Научится :). Однако, следует учитывать, что некоторым вещам можно научиться лишь на практике. Знакомство через интернет – из этой же песни.

Предварительное встрече виртуальное общение мне напоминает попытки совсем зелёного солдатика научиться стрелять из ружья под свистом пуль – на поле боя… Но мы привыкли общаться на мамбе и других сайтах знакомств, вконтакте, на мейл.

ру и не понимаем, в чём, собственно, заключается опасность.

Тут следует оговориться. Всё, что будет изложено далее, относится к виртуальному общению, которое в перспективе должно перейти во встречу. В случае если это лишь невинная переписка, то никакой опасности нет (кроме как потратить кучу времени, даже годы жизни на относительно бесполезное занятие).

Итак, знакомство через интернет. Чаще всего оно происходит по следующей схеме: Приветствие —> Знакомство (насколько это возможно осуществить дистанционно) —> Переписка и продолжение знакомства —> Обсуждение деталей встречи —> Обмен контактами —> Переписка 2 —> Переписка 3 и т.д.

После обмена контактами люди могут встретиться. Некоторые части схемы заменяемы друг другом, другие можно вообще опустить (по всякому бывает, ведь жизнь – это то, что просчитать до конца невозможно). И здесь есть очень важный пункт, по сути, он является ключевым сего поста.

Читайте также:  Что взять туристу в пеший поход?

В процессе знакомства посредством интернета человек постоянно «гадает», кто же скрывается за причудливым аватаром или симпотичной превьюшкой (малогабаритная и легковесная уменьшенная копия реальной фотографии, служащая своего рода иконкой-ссылкой на сайтах знакомств). Так устроена наша психика.

Разумеется, в этом случае невозможно передать всё то, что передаётся при реальном общении – мимику, тембр голоса, особенности речи, другие невербальные составляющие. Ныне широко известно, что общение состоит не столько из слов, сколько из невербальных сигналов (в среднем 80% общения – не слова).

 

Посему недостающие данные компенсируются особенностями письма – смайлами, тире, запятыми, восклицательными знаками, стилем построения фраз и т.д. А дальше происходит элементарный с точки зрения психологии процесс – формирование образа собеседника.

Первого, самого главного  и значимого образа.

Он невероятно устойчив и практически всегда ложен (объясняется это разным уровнем печатных способностей людей – кто умеет писать классно, да партнёр/друг из него никудышный, а человек, не умеющий вкладывать эмоции и смысл в письмо, оказывается более приятным собеседником в реале).

В последствии, а точнее при встрече в реале, по этой причине и возникает разочарование, которое является продуктом сравнения ранее «выдуманного» собеседника с реально существующим.

По-русски это можно так сказать: недовольство оригиналом; человек, с которым переписываешься, всегда другой.

Потому большинство знакомств через интернет неудачны и имеют соответствующую славу, что ли…  А всё из-за буйного воображения!

Другими словами, чаще всего длительная переписка вредит возможным отношениям.  Кошмарно! Неужели такой тип общения несёт только отрицательные черты? К счастью, нет. Как оказалось, переписка позволяет человеку преодолеть некоторые барьеры в общении – стать более разговорчивым, красноречивым и раскрепощённым.

Это и объясняет недоумение девушек, когда они приходят на сайт знакомств.

Практически все девушки, с которыми мне довелось попереписываться (а это больше 1,5 тысяч), уверены, что в сети (на всевозможных сайтах знакомств) мало нормальных людей, а основной её контингент – люди со странными маниакальными наклонностями и нестабильной психикой.

Очень малая часть надеется найти спутника жизни (или, на крайняк, партнёра). Сначала они удивляются предложениям заняться сексом и смеются. Очень быстро это начинает надоедать и раздражать. Но разве есть среди мужчин сайтов знакомств хоть один маньяк? Нет. То, что они предлагают, является лишь увеличенным в размерах тайным желанием.

Они не имеют храбрости сказать хорошенькой девушке такое в реале (и это понятно), но в сети они получают такую возможность. Девушки, это вполне нормальные парни, которые получили свободу выражать свои мысли, их не стоит бояться и т.д.

Достаточно сказать что-то типа: «Я не против секса с тобой в перспективе, но если ты хочешь, чтобы у нас всё было шоколадно, перестань думать тем, чем ты сейчас думаешь, и пригласи …» Если парень нормальный, он увидит шанс завести нормальные отношения и перестанет молоть ерунду. Даже превратиться в самого настоящего принца, галантного и уверенного в себе. В том случае, если он в ответке будет снова и снова говорить про секс – тут уж вы сами знаете, что делать 🙂

Подведём итоги. Длительная переписка не позволяет людям узнать друг друга, лишь создаёт иллюзии знакомства. Она не является полноценной заменой живого, здорового общения. Одинокие мужчины в сети ломаются и часто пишут крайне непристойно, что никогда бы не сказали девушке в реале.

Интернет знакомство имеет ряд преимуществ (и, соответственно, недостатков) перед реальным знакомством.

Основные недостатки таковы: опасность создания ложного, неправильного образа; возможность зацепить такую девушку или парня, при встрече с котор(ой/ым) придётся не раз пожалеть; большой процент «вылета» из-за неудавшегося подката (а они всегда есть – за 4 года в сети я не нашёл фразы, работающий с КПД > 70%).

Преимущества: огромный, практически неиссякаемый ресурс – множество девушек и парней; явная или выявляемая заинтересованность в знакомствах (в большинстве случаев на такие сайты приходят не просто так); подбор «как продукты в магазине», т.е. возможность выбирать по возрасту, семейному положению и другим критериям; бесплатность; скорость.

Это далеко не все преимущества и недостатки. Большинство вопросов осталось без ответа. «Как эффективно и правильно знакомится через интернет?», «Как оформить свою страницу или анкету?», «Кому подходит данный вид знакомств?», «Какие существуют правила при общении в сети?» На все эти вопросы и некоторые другие будут даны ответы в следующей части статьи.

Если у Вас есть вопросы на тему «Интернет-знакомства», пишите – отвечу и помогу разобраться всем 🙂



Источник: https://werwolf-alex.livejournal.com/2847.html

Виртуальный мир: плюсы и минусы общения ребенка с интернетом! Как найти нужный баланс?

Исключить виртуальное общение из мира интересов вашего ребенка уже не получится, и это факт. Нынешние реалии порой усиленно требуют получения информации из сети. Да и дети берут пример с родителей — и если папа с мамой проводят все свободное время с гаджетами, то напрасно ожидать от детей иного поведения.

Но так ли уж негативно это влияние, и нужно ли требовать от детей исключить интернет из обихода?

У любого явления есть плюсы и минусы, а значит, нужно их проанализировать и обратить внимание на положительные стороны, убрав отрицательное воздействие.

Положительное воздействие сети

  • Полезная информация. Стоит ли говорить, насколько удобнее стало добывать знания с доступом в виртуальное пространство. Школьники имеют неограниченные возможности, главное — научить их правильно использовать. Ведь многообразие информации может захлестнуть неопытного пользователя, поэтому задача взрослых — определить правила поиска и отсеивания ненужного.
  • Развивающие задания. Если использовать сеть разумно, в ней можно найти множество полезных ресурсов для развития. Это и обучающие сайты, и логические игры, и тесты на развитие основных параметров мышления. Покажите детям эти возможности — и они будут проводить время в интернете с пользой.
  • Быстрое общение. На самом деле мессенджеры значительно упростили наше общение, ведь бывают ситуации, когда личные контакты невозможны. Теперь, когда дети остаются дома по причине болезни или на каникулах, они всегда могут обменяться информацией или хорошими новостями с друзьями.
  • Поиск единомышленников. Социальные сети в одночасье стали синонимом вредного воздействия. Но если правильно подойти к их использованию и регистрироваться только в конкретных специализированных группах, то можно найти целые сообщества, посвященные вашим интересам.

Скрытые угрозы

  • Вред здоровью. Снижение остроты зрения и нарушения осанки — это, как правило, бич любителей посиделок за компьютером. Здесь важно соблюдать баланс и проводить профилактические разгрузочные паузы.
  • Отсутствие живого общения. Несмотря на невероятное удобство виртуальной переписки, детям необходим контакт со сверстниками. Если злоупотреблять виртуальным общением, то очень скоро могут возникнуть проблемы с социализацией.
  • Неправильные акценты. Если время, проведенное в сети, значительно превышает время для иных занятий — пора бить тревогу. Ведь учеба, игры, хобби и физическая активность тоже должны присутствовать в жизни ребенка. Поэтому расставляйте приоритеты правильно и учите этому ребенка.
  • Контент для взрослых. К сожалению, без этого сейчас не обходятся многие сайты. Для юных пользователей устанавливайте родительский контроль, а более старшим объясняйте правила безопасного серфинга.

Разумный баланс

Конечно же, полностью оградить детей от всех угроз невозможно. Но если у вас доверительные отношения, то вы будете в курсе всего, что волнует и тревожит вашего ребенка. Именно поэтому зачастую уход детей в виртуальный мир — это не причина проблемы, а следствие иных сложностей, возникших гораздо раньше.

Смелее используйте технологии и учите детей разбираться в их плюсах и минусах, не боясь нового. Ведь прогресс все равно неумолимо движется вперед.

Общайтесь с ребенком, интересуйтесь его проблемами и делами, чтобы не оказаться вдруг в “черном списке” друзей. И, конечно же, дарите ему роскошь настоящего, живого времяпровождения в кругу семьи. Тогда постепенно он сам научится держать нужный баланс! )

Источник: https://e-w-e.ru/virtualnyj-mir-plyusy-i-minusy-obshheniya-rebenka-s-internetom/

Психология интернет общения. Особенности виртуальных знакомств и отношений

Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной.
Иоганн Вольфганг Гёте

Чем привлекательно интернет общение, подводные камни виртуальных отношений, стоит ли рассчитывать на серьезность виртуальных знакомств, чем может помочь и как способно навредить интернет общение, как себя вести, чтобы виртуальное общение приносило только радость?

Вот об этом пойдет речь в данной статье, написанной на основе многочисленных исследований особенности виртуальных отношений и признанных концепций межличностного общения.

Рассмотрим в первую очередь положительные стороны интернет знакомств и отношений, а их больше чем может показаться на первый взгляд.

Плюсы виртуального общения:
1.    Добровольность контактов и отношений.
2.    Возможность прервать общение в любой момент.
3.    Ошибки виртуального общения легче исправить, особенно пока они не перешли в отношения в реале.
4.

    Более широкий круг общения – возможность найти собеседника по душам или партнера для создания серьезных отношений. Такого, которого нет поблизости в реале или начать общаться с ним затруднительно.
5.

    Не бывает виртуальной беременности и исключена возможность заразиться ЗППП.
6.    Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных  в реальной жизни.
7.

    Самораскрытие и развитие своих сильных качеств в виртуальном общении.
8.    Развитие навыков общения, большая уверенность в себе в целом.
9.    И другие.

Также существуют отрицательные стороны интернет знакомств и отношений, и о них нельзя не упомянуть.

Минусы виртуального общения:
1.    В том случае если общение ради общения в ущерб отношениям в реальной жизни.
2.    Отсутствие невербальной коммуникации – при помощи жестов, интонации и т.д.

, что обедняет общение и дает почву неверно воспринимать собеседника, переоценивать или недооценивать.
3.    Возможность повстречаться с вымогателями, влезающими в доверие с целью дальнейшего денежного обогащения.
4.

    Виртуальное общение обладает повышенной, по сравнению с обычными социальными контактами эмоциональной насыщенностью.

Более подробно о последней особенности виртуального общения.

Виртуальная влюбленность, «Любовь в Сети» (дальнейшее развитие этого чувства уже индивидуально, может закончиться ничем или перерасти в серьезные продолжительные отношения в реале) – это чрезвычайно распространенное в интернете «заболевание», нечто вроде «виртуальной кори», которой в легкой или тяжелой форме переболели практически все.

  Чаще всего виртуальный роман — это состояние крайнего эмоционального возбуждения, граничащего с эйфорией.  Виртуальный роман развивается очень быстро, то, на что в реальности уходят месяцы, в интернете укладывается в дни. Однако и заканчиваются такие романы весьма скоротечно. Без встреч в реальности, виртуальный роман редко продолжается более полугода.

Общие принципы для виртуального общения и отношений  в реальной жизни:

1.    Настоящим межличностным является диалогическое общение, где оба партнера равны.
2.    Предыдущий опыт общения, генетические особенности (темперамент) и особенности воспитания, общества, в котором вращается человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать при взаимодействии с другими людьми.
3.    Необходимо понимание уникальности каждого партнера по общению и ни в коем случае не подгонять внутренний мир другого человека под свое стереотипное видение.
4.    Ученые исследователи Дж.Тойч и Ч.Тойч разработали совершенно отличную от предыдущих теорию, объясняющую поведение в процессе общения как генетически обусловленное.

Главными условиями выбора стиля общения психогенетика считает основное внутреннее направление и негативные эмоции, которые, переплетаясь с жизненными обстоятельствами, формируют определенную модель поведения, неизменно повторяющуюся из поколения в поколение.

Модель поведения – это устойчивая, регулярно повторяющаяся, “узнаваемая” форма поведения, иначе паттерны.

Паттерны, подобно физиологической информации, передаются из поколения в поколение: индивидуальная история человека повторяет историю его родителей или одного из его предков.

Читайте также:  Как найти высокооплачиваемую работу через интернет?

Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом, история семьи до третьего-четвертого колена заложена в индивидуальной модели поведения.

Таким образом, счастливый человек притягивает к себе хороших учителей, друзей, сотрудников и даже благоприятные обстоятельства, которые в совокупности еще более способствуют его процветанию.

“Неудачник”, правильнее сказать, пессимистично, негативно настроенная личность, напротив, привлекает нерадивых или жестоких наставников, неверных товарищей, никудышных коллег, опасных незнакомцев, попадает в роковые ситуации, становится жертвой несчастных случаев.

Все, кто взаимодействует с носителем позитивного внутреннего направления, — независимо от своей воли — будут помогать ему в достижении целей.

Обладатель негативного “радара” у тех же самых людей “выпросит” в первую очередь болезненные реакции или просто позволит обращаться с собой плохо, непритязательно и молчаливо соглашаясь на все.

Для обозначения этого используется специальное понятие – “косвенное cогласие”.

Косвенное согласие – бессознательная предрасположенность человека к молчаливому принятию или провоцированию того или иного негативного отношения или воздействия окружающих. Сохраняются и передаются из поколения в поколение нежелательные наследственные черты, которые проявляются в одном аспекте жизни и оказывают значительное влияние на другие — брак, взаимоотношения с людьми, здоровье.

В данном случае один и тот же человек является отрицательным фактором как минимум в двух функциональных блоках, неосознанно способствуя усилению не только своих негативных моделей, но и того, кто с ним взаимодействует.

“Жертва” и ее “преследователь” притянуты друг к другу не случайностью или неудачей, а естественным законом. Ч.

Тойч объясняет эту открытую им закономерность законом притяжения Ньютона, согласно которому сила притяжения между двумя телами пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Семейный закон, определяющий основные закономерности поведения и взаимоотношения членов семьи, может быть изменен, если человек захочет “переобучить” свое подсознание и будет настойчиво работать над собой. Осознание негативных аспектов своей генетической программы помогает стать хозяевами своей жизни и собственными руками, умом и волей создавать свое настоящее и будущее благополучие.

С помощью сознательного усилия, соответствующих действий и положительно воспринимаемого  жизненного опыта человек может отказаться от позиции жертвы, изменить свое отношение к миру, людям и самому себе.

Правила НЛП (Нейролингвистического программирования) для эффективного общения — как виртуального, так и в реальной жизни, обогащающего нашу жизнь:

1.    Смысл общения — в ответной реакции собеседника.
2.    Поведение — это еще не сам человек.
3.    Поведение изменяется в соответствии с контекстом (обстоятельствами общения).
4.    Невербальный язык (язык жестов, интонации и т.д. – которого, к сожалению, нет в виртуальном общении)  — самый правдивый источник информации.
5.    Чем больше выборов, тем больше свободы.
6.    Каждый выбирает и делает лучшее из того, на что он способен.
7.    Каждое действие имеет позитивное намерение и поэтому полезно и значимо.
8.    Взгляните на неудачу как на обратную связь.
9.    У каждого есть ресурсы для изменения.
10.    Все, что возможно в этом мире, возможно и для меня.

Целью виртуальных знакомств и отношений должно быть развитие навыков общения для повышения качества и удовлетворенности отношениями в реальной жизни. В идеале любое интернет общение на каком-то этапе должно иметь подкрепление в виде реальных отношений – хотя бы по скайпу, пусть время от времени, иначе велик шанс общаться в вымышленным, придуманным самим собой человеком.

Виртуальное общение должно служить укреплению или построению новых отношений в реале, но никак не разрушению существующих в погоне за призрачными миражами. В первую очередь это касается общения “мужчина-женщина”.

В то же время виртуальное дружеское общение строится на общности интересов, ценностей, мировоззрения и может продолжаться без подкрепления общением в реале в течении самого продолжительного времени и способствовать развитию личности обеих общающихся сторон. Повторюсь еще раз: такое общение не должно быть в ущерб общению в реале.

В виртуальном общении как никогда актуально правило: чем меньше ожидаешь от собеседника, точнее, чем меньше требований предъявляешь, тем больше шанс не разочароваться и получить положительный опыт и позитивные эмоции от знакомства, общения и интернет-отношений.

Психология интернет общения. Особенности виртуальных знакомств и отношений.

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Как понять, что понравилась мужчине, что он заинтересован.
  • Вперед: Как пережить расставание? Любовь, боль.. и радость новой жизни!

Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-znakomstv-i-otnoshenij/595-psikhologiya-internet-obshcheniya-osobennosti-virtualnykh-znakomstv-i-otnoshenij

Виртуальность или реальность? Интернет глазами рядового пользователя

Казалось бы, такой крупнейший банк информации — одно из лучших изобретений человечества. Но что в реальности стоит за этим? Ведь Интернет не зря называют всемирной паутиной…

1. Зависимость

Как правило, один раз зарегистрировавшись на сайте, мы периодически возвращаемся на него, особенно это касается развлекательных порталов, социальных сетей, трекеров, онлайн-игр. Новые сообщения в почтовом ящике, новые знакомства, новые серии любимого сериала — всё это появляется изо дня в день, усиливая наш интерес.

Интернет знакомит нас с иным миром, отличающимся от суровой реальности, наполненной каждодневным трудом и испытаниями. Сеть похожа на приключение — яркое, интересное, захватывающее. Но в отличие от реальной жизни, дающей нам наряду с трудностями настоящих друзей, любовь, радость, удовольствие, уверенность в себе, виртуальный мир лишь создает иллюзорные копии всего этого.

Тем не менее, один раз оказавшись в Сети, мало кто отважится покинуть ее раз и навсегда.

Мнения других пользователей:
Оля, 21 год: «Как и любой человек, сидящий в Сети, уходишь от реальности».
Сергей, 22 года: «Почему Интернет вызывает зависимость? Скорее всего, по причине одиночества и неспособности найти что-то интересное в реалиях общественности».

2. Фиктивные отношения

Все социальные сети хором вторят о том, что зарегистрировавшись на их сайте, мы приобретем новых знакомых, друзей и даже сможем встретить вторую половинку. На деле же мы получаем привязанность к людям, которых зачастую ни разу не видели в реальной жизни. Происходит это по нескольким причинам.

Во-первых, человек вызывает симпатию потому, что уделяет нам много внимания, делает комплименты, оставляет положительные комментарии к фотографиям и т. д.

, таким образом компенсируя нашу неудовлетворенность самим собой и повышая самооценку.

Во-вторых, собеседник, сам того не осознавая, создает определенный образ, вызывающий у нас восхищение, несмотря на то, что это — всего лишь модель человека, который в реальности может оказаться полной ее противоположностью.

Иными словами, мы склонны переоценивать собеседника из-за его манеры ведения беседы, общих интересов, хорошего отношения к нам и т. д. В реальной жизни пройдет немало времени, прежде чем вы начнете называть человека другом, в Интернете же на это достаточно пары недель. Правда, есть одно «но»: виртуальный друг — виртуальная поддержка.

Мнения других пользователей:
Настя, 21 год: «Дружба по переписке возможна. Почему нет, если люди разъехались и переписываются, чтобы не терять связи».

Максим, 23 года: «Вряд ли человек, с которым ты переписываешься, станет помогать тебе в реальности при наличии проблем.

Дружба — как бы это не было печально, настоящая и долгая тогда, когда оба человека что-то получают друг от друга».

3. Потеря времени

Необъятность Интернета порой играет с нами злую шутку, заставляя вновь и вновь возвращаться в Сеть. Планируя провести здесь не больше получаса, мы задерживаемся как минимум еще на пару часов.

Начинается всё с проверки почты и написания ответов на присланные сообщения, далее идет просмотр свежих видео и новых фотографий в профиле виртуального друга, чтение новостей или прогноза погоды, скачивание музыки и фильмов и т. д.

В результате получается бесконечная цепочка действий.

Время нахождения в Интернете ограничивается лишь нашими физическими возможностями (пока глаза не покраснеют), количеством свободного времени и собственной сознательностью. Зачастую более важные и полезные дела просто игнорируются: музыкальный инструмент пылится в углу, последняя глава любимого романа ожидает прочтения, откладывается тренировка в спортзале.

Мнения других пользователей:
Алексей, 22 года: «Время, которое человек проводит в виртуальном мире, невозможно вернуть. Его невозможно потратить на близких, на полноценный отдых, на реальную жизнь».

Сергей, 20 лет: «Четверть суток точно провожу в Интернете на разных сайтах.

Иногда складывается ощущение, что это время можно было потратить с большей пользой, но в целом можно сказать, что я доволен таким порядком вещей».

4. Отсутствие цензуры

В отличие от печатных изданий, радио- и телепередач, в которых всё же присутствуют некоторые ограничения, Интернет полностью соответствует теоретическим положениям демократии — «Да здравствует свобода слова!».

Здесь всё основано на самоконтроле, который, как известно, у большинства людей отсутствует.

Почти на каждом форуме существует правило — пользователи не должны использовать мат и оскорбления в своих высказываниях, но в действительности исполнение этого предписания зачастую никем и ничем не контролируется.

Любой первоклассник может наткнуться на сайт с порнографией, причем совершенно случайно. Ко всему прочему, в Интернете очень много дезинформирующих статей и сообщений, т. е. у пользователей нет гарантий того, что полученная в результате поиска информация является достоверной.

Мнения других пользователей:
Лена, 15 лет: «Это единственное место, где есть „свобода слова“, но иногда она удручает и раздражает, когда выходит за рамки».
Карина, 19 лет: «Отсутствие цензуры — это плохо. Должно быть меньше доступа к порно-сайтам, особенно лицам младше 18».

5. Слэнг

Обилие непонятных специфических выражений, странные сокращения, изменяющие слова до неузнаваемости, отсутствие знаков пунктуации, иногда порождающее ситуацию «казнить нельзя помиловать» — все это может привести в замешательство любого начинающего пользователя Интернета.

Несколько часов нахождения в Сети в день достаточно для того, чтобы уже через пару месяцев забыть все правила пунктуации и орфографии. В результате молодые люди не умеют четко выражать свои мысли, связанно формулировать предложения, грамотно построить речь.

Старания преподавателей русского языка и литературы оказываются бесполезными: «сейчас» заменяется на «щаз», «прийти» на «придти», а восклицательный знак в конце предложения — на более привычный нам смайлик.

Мнения других пользователей:
Сергей, 20 лет: «Я, конечно, не „пИсшУ кАг втароКлаСснИг“, но тем не менее, в некоторой степени моя грамотность снизилась».
Катя, 16 лет: «Я постоянно пишу „ну“ в начале предложения и еще не выделяю запятыми вводные слова».

6. Ухудшение здоровья

Близорукость, шейный остеохондроз, сколиоз, нарушение пищеварения, недосыпание — это далеко не весь перечень заболеваний, грозящих пользователям всемирной Сети.

Также стоит отметить и нервные расстройства у людей с повышенной чувствительностью и способностью сопереживать другим.

В настоящее время даже существуют термины для новых специфических «компьютерных» болезней (зрительный компьютерный синдром, синдром запястного канала и т. д.).

Мнения других пользователей:
Оля, 21 год: «Ухудшается зрение. Спина начинает болеть, голова. Много ешь за компом и даже не замечаешь, что и с чем сочетаешь».
Руслан, 22 года: «Немного не высыпаюсь, шея затекает».

Являясь иной реальностью, некой параллелью, Интернет стал неотъемлемой частью нашей реальной жизни. Но не слишком ли высокую цену мы платим за дешевое развлечение?! Идет ли речь о Сети, или о других вещах — всегда помните, что всё полезно в меру. Радости реального мира ничем не заменимы, поэтому не позволяйте себе попасть в цепкую ловушку под названием «всемирная паутина».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/computers/articles/43758/

Виртуальная коммуникация: классификация и специфика

ФИЛОСОФИЯ

УДК 17

ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И СПЕЦИФИКА

Баева Людмила Владимировна —

доктор философских наук, профессор кафедры философии, декан факультета социальных коммуникаций, Астраханский государственный университет E-mail: baevaludmila@mail.ru

Современное информационное общество не только соединило людей в единую глобальную систему, но изменило сущность их общения и взаимодействия.

В последние десятилетия произошло рождение нового феномена — электронной культуры, особенностью которого, в числе других, является виртуализация межличностного общения субъектов.

Последствия этого технологического прорыва оказались значительны и привели к изменению сложившейся системы отношений «Я и Другой». Это потребовало изучения специфики, достоинств и рисков такого типа взаимосвязи.

Статья посвящена анализу и характеристике феномена виртуальной коммуникации, играющей доминирующую роль в мире электронной культуры. Автором предлагается классификация видов виртуальной коммуникации в зависимости от характера отношений субъектов, в результате выявлены черты и особенности, присущие виртуальной коммуникации, раскрыты преимущества и риски для человека и общества.

Ключевые слова: виртуальная коммуникация, виртуализация, информационное общество.

Информационная ступень развития технологии породила электронную культуру, виртуальное пространство и время, электронный статус самого человека, сформировав своего рода «третью природу» — мир виртуальных феноменов.

Реалии становления этого типа культуры в начале XXI столетия оказывают столь стремительное воздействие на личность, что их невозможно игнорировать и не подвергать изучению.

За последние два десятилетия произошли глобальные изменения в определяющих личность сферах существования человека: образовании, коммуникации, искусстве, науке, творчестве, которые, в первую очередь, подверглись воздействию виртуализации как перемещению из реальной формы бытия в цифровую, симуляционную, созданную с помощью информационных технологий.

Общение традиционно составляет важнейшую сферу бытия личности, посредством которой субъект выражает себя в мире и участвует в социальном взаимодействии. Человек как «открытая система» нуждается в информации и «энергии», получаемой из внешней среды.

Формы взаимодействия личностей в обществе при этом могут быть различны (от любви до ненависти, от приобщения к духовным знаниям до вовлечения в преступный мир и т.д.) и оказывать как позитивное, так и разрушительное воздействие.

Человек может тяготиться зависимостью от общества, считать себя несвободным от него (экзистенциализм называет это «объективацией»), может полагать, что общественная жизнь — неотъемлемая сущность

© Баева Л. В., 2014

самой личности (от Аристотеля до Маркса к Хабремасу и Луману), но во всех случаях социальные отношения рассматриваются как определяющий фактор становления человека.

Общение позволяет человеку увидеть Другого как себя, соотнести свои проблемы и свою смертность с проблемами Другого, ощутить себя в единстве с тем, что является не только более значимым, но и более жизнеспособным (и в этом случае даже экзистенциализм рассматривает общение в качестве важнейшей ценности индивидуального бытия). Посредством общения человек адаптируется к миру, учится, получает знания, навыки, представления о морали, приобщается к культуре, традиции, но самое главное — становится необходим Другому и благодаря этому нужен самому себе. Осмысленное существование — не только бытие в себе и для себя, осознание своей смертности, автономности и свободы, это и трансценденция, выход за собственные пределы в бытие других, без потери своей уникальности и возможностей саморазвития.

Информационное общество не только соединило людей в единую информационную сетевую систему, но и во многом изменило сущность их общения, коммуникации, связи.

Прежде всего это выразилось в виртуализации межличностного общения, связанного с открытием технологической возможности осуществления удаленного доступа, дистанционного общения субъектов.

Однако последствия этого технологического прорыва оказались столь значительны, что привели к изменению сложившейся системы отношений между людьми, породили особую электронную форму культуры [1].

Уточним первоначально, что виртуализация определяется нами как замещение реальных процессов и явлений виртуальными формами.

Виртуализация связана с созданием цифровых аналогов объектов реальной культуры, с одной стороны, и с творчеством нового киберпро-странства и его феноменов, с другой.

При этом сознание субъекта является источником новой реальности, своего рода «третьей природы», где продукты творчества разума соединяются с визуальными образами, дополняемыми информационными ресурсами.

Виртуализация и информатизация сферы общения породили феномен виртуальной коммуникации, определяемой в самом общем виде как общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами [2]. Понятие виртуальной коммуникации, исходя из контекста современной культуры, технологии и настроений постмодернизма, в своих работах раскрывают

Л. Д. Александрова, Э. Ф. Асадулин, А. Бард, Ж. Бодрийяр, С. А. Борчиков, Д. В. Галкин, Ч. Гир, В. А. Емелин, А. И. Каптерев, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, В. А.Михайлов, М. Постер, Ш. Теркл, М. Хейм и др.

Опираясь на эти труды, в своей статье мы будем рассматривать виртуальную коммуникацию как форму общения между людьми, осуществляемую посредством информационных технологий, без личного контакта, на удаленных расстояниях, служащую как задачам традиционной формы общения, так и выполняющую новые функции.

Современные информационные сети позволили людям преодолеть границы пространства, языка, социальных статусов. Интернет стал средством глобального человеческого общения, невиданной ранее формы всеобщей коммуникации «всех со всеми». Для большинства пользователей именно в этом заключены его главная ценность и безграничные возможности.

Анализ роста числа пользователей социальных сетей показывает, насколько быстрым, несмотря на многообразие взаимодействий, оказывается путь от создания новой сети коммуникации до рождения целого сообщества [3].

Конечно, возникают проблемы, связанные с пониманием того, является ли виртуальное сообщество столь же устойчивым, как реальные (профессиональные, возрастные, субкультурные и др.). Это вопрос, вероятно, достоин специального изучения.

Здесь мы отметим, что возникающие в социальных сетях сообщества есть особый новый вид сообществ людей, использующих преимущественно виртуальную форму общения, стремящихся к социальной активности, самопрезентации в возможно более широких кругах общения, в то же время сохраняя часть информации о себе «закрытой» или представленной желаемым образом.

Можно во многом согласиться с мнением профессора миланского политехнического института А. Ронки о том, что теперь мы должны рассматривать Интернет в качестве оплота социальных коммуникаций [4].

Однако следует заметить, что Интернет как усовершенствовал существующие в обществе связи, так и породил новые, обладающие своими особенностями, остановимся на этом отдельно: прежде всего, охарактеризуем виды виртуальной коммуникации.

Благодаря электронной коммуникации в условиях глобальной миграции множество людей, близких в реальности, продолжают общаться друг с другом на расстоянии, поддерживать родственные связи, дружбу, находясь на удалении. Условно назовем данный тип коммуникации дистанционно-традиционным, поскольку его

суть составляют традиционные отношения между людьми, использующие интернет-связь и мобильное общение исключительно как техническое средство.

Этот вид коммуникации отличает то, что субъекты в реальной жизни знакомы между собой, имеют устойчивые сформировавшиеся на той или иной основе отношения (семейные, родственные, профессиональные, дружеские, любовные и др.

), но при этом они вынуждены общаться посредством информационных ресурсов в силу удаленности друг от друга, занятости и т.д. Сущность традиционных отношений между людьми при этой форме коммуникации остается без существенных изменений.

Однако помимо выполнения этой традиционной функции на качественно новом технологическом этапе развития Интернет и социальные сети способствовали появлению новых типов общения, по своей природе виртуальных и отчасти или полностью искусственных.

Второй тип коммуникации можно назвать дистанционно-элитным, поскольку он соединяет представителей различных элит, знакомых людям через СМИ, и их «последователей», которых члены элиты не знают лично.

К этому типу отношений можно отнести самые разные виды взаимодействия в сети: блоги звезд и их обсуждение, форумы с ведущими учеными, писателями, ведущими деятелями различных сфер общественной жизни (политика, экономика, религия, право и т.д.).

В этой сфере коммуникации реальные люди общаются не с «живым человеком», а его стилизованным образом, в котором рафинировано представлены сущностные характеристики и скрыты реальные свойства, черты личности, не доступные для обсуждения. Это могут быть известные спортсмены, политики, эксперты в той или иной сфере и т.д.

— личности, которые интересны для других лишь в одной из сторон своей деятельности, в которой они достигли выдающихся результатов. Что же касается отношения «элиты» к ее собеседникам в сети, то их личные и профессиональные качестве практически вовсе не представляют ценности для первых, важно лишь внимание к их персоне и количество собственных «последователей».

Третий тип коммуникации связывает людей, не находящихся друг с другом в реальных отношениях, но находящихся при этом в равных отношениях. Этот вид коммуникации можно назвать дистанционно-номинальным (от лат.

nomina — имя).

Он характерен для людей, которые не были знакомы в реальной жизни, знают друг о друге только то, что размещено о них в Сети, имеют возможность в любое время остановить это взаимодействие без объяснения причин.

Такой тип коммуникации не имеет межличностного контакта, поскольку субъекты общаются не лично, а репрезентативно, через свои цифровые аналоги, аватары (виртуальные образы), никней-мы (имя в сети).

Такие отношения позволили соединить между собой в сети небывалое количество «друзей», удаленных пользователей, общение которых носит во многом поверхностный характер, без самоотдачи, эмпатии, вовлечения в «мир Другого».

Его сущностью является особый тип развлечения, рекреации — виртуальной «тусовки», не обязывающего времяпрепровождения в среде подобных себе.

Главной современной тенденцией при этом выступает снижение роли традиционной (реальной) и дистанционно-традиционной коммуникации и возрастание значения дистанционно-номинальных связей. Что же несут с собой эти изменения?

Виртуальное общение имеет определенную специфику субъект-субъектных отношений, связанную как с самопрезентацией, так и с восприятием Другого. Важнейшим аспектом общения является манифестация себя для Другого, презентация своего образа, убеждений, интересов, чувств и т.д.

В реальности традиционной коммуникации эти аспекты находят выражение во внешних феноменах — в манере общения, эмоциях, мимике, жестикуляции — и во внутренних — в смыслах, содержании, тексте и подтексте высказываний.

Виртуализация общения начинается с эпистолярного жанра, написания писем и посланий, в которых люди, не имея возможности лично контактировать, выражали себя и свои чувства, идеи и т.д.

Современный уровень виртуального общения касается не только написания писем, но, гораздо чаще, обмена мыслями, настроениями, «комментами» в процессе сетевой игры, диалога на форумах, обсуждения проблем в соцсетях и т.д.

Коммуникация при этом не только не ослабла, но, напротив, стала еще более значимой для современного человека, который во многом разучился находиться наедине с самим собой. Его потребность включиться в виртуальный диалог с другими стала практически атрибутивной. Это выражается в почти постоянном пребывании людей разного возраста в социальных сетях, многочасовых коммуникациях на игровых порталах, ведении блогов, «живых журналов» и др. Как же в этих условиях выглядят самопрезентация самого субъекта и его восприятие Другого?

Отметим, что самопрезентация становится в мире виртуальной коммуникации чрезвычайно важным делом, поглощающим немало времени и требующим большой фантазии. Исследователи указывают даже на формирование особой этики

представления и поведения в сети [5]. Самопрезентация становится онотологически важной, ведь в информационном мире жизнь идет по принципу: если тебя нет в Сети, ты не существуешь, или иными словами: «я имею свой профиль в Интернете, следовательно, я существую».

Содержательной стороной самопрезентации выступает «профиль» субъекта, его интернет-страница с описанием его личных качеств, интересов, контактов и иные черты, которые, по мнению разработчиков соцсетей, должны характеризовать человека в интернет-коммуникации.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-kommunikatsiya-klassifikatsiya-i-spetsifika

Ссылка на основную публикацию