Селёдка под шубой «карл маркс»

Источник: https://alimero.ru/fasol

“День независимости” – салат

            Как известно, сегодня (вчера, если быть точной) наша страна отмечала национальный праздник – День Независимости, по-украински Незалежности. А накануне 23-го августа отмечался День украинского флага, и в Харькове – день освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков.

                В честь череды праздников, а также по случаю разморозки и генеральной чистки холодильника решила из всего, чего там нашлось понемногу, приготовить салат и назвать его гордо «День независимости». Вот какие ингредиенты вошли в салат:

·         100 граммов крабовых палочек;

·         1 крупный болгарский перец;

·         2 небольших помидора;

·         2 столовые ложки отварного риса;

·         2 вареных яйца;

·         15 вареных креветок;

·         10 -12 мидий, подкопченных в масле;

·         10-12 маленьких маринованных шампиньонов;

·         7-8 лепестков маринованного имбиря;

·         3 пера зеленого лука;

·         Маленькая веточка укропа.

·         Немного майонеза.

Как обычно, все нарезалось не очень крупно и перемешивалось. Заправила майонезом, хотя можно было, наверно, и более диетический вариант избрать и заменить майонез сметаной. Опробовали, всем понравилось.

Вот собственно и все. Но еще немного задержу Ваше внимание на лирическое отступление.

В свое время мне в руки попало произведение Александра Окуня в соавторстве с Губерманом «Книга о вкусной и здоровой жизни».

Книга занимательная, интересная, обильно приправлена гариками и побасенками на тему блюд, продуктов и многого другого, связанного с едой. В ней Окунь заложил основы семиотической кухни.

То есть рецепты, которые он приводил, кроме съедобного содержания несли в себе еще глубокий философский смысл. Чтобы всем стало ясно, что имеется в виду, просто процитирую один рецепт из этой книжки.

Селедка лод шубой «Карл Маркс». Ингредиенты: сельдь, картофель, морковь, свекла, лук, майонез, лимонный сок, чеснок, укроп.

Семантика: построение блюда имитирует учение Маркса (1818-1883) о базисе и надстройке, где базисом служат простонародные элементы: сельдь, картофель, moрковь,лук — символизирующие горестное положение рабочего класса, чеснок — еврейское происхождение известного экономиста. В качестве надстройки выступают утонченные лимонный сок и майонез, доступные высшему классу. Свекла являет собой символ красного знамени. Укроп — подобие бороды. Для правдоподобия можно покрасить его черным пищевым красителем

И вспомнив об этом, мне тоже захотелось подвести семиотическое толкование под рецепт моего салата. Это было не совсем просто, потому что продукты, которые у меня завалялись в холодильнике, были скорее интернационально-глобалистскими, чем чисто украинскими, причем с ярко выраженной восточной ноткой.Но тем интереснее попробовать трактовать.

Вот, например,, какое отношение к независимости имеет маринованный имбирь, который является традиционным атрибутом японской кухни? В курсе о моделях трансформационной экономики у меня есть со студентами семинарское занятие, на котором им предлагается выбрать модель экономики – конечную точку перехода для Украины.

Студентам нужно выбрать существующую модель из списка предложенных и обосновать, годится она для Украины или нет. Японскую экономику в качестве модели выбирают охотно и готовят на эту тему интересные доклады. Но когда начинаешь спрашивать, подходит ли эта модель для Украины, почти всегда отвечают: «Нет».

И основное, из-за чего нет, это различия в менталитете, в национальном характере, в отношении к труду и к авторитетам. Однако на День Независимости так хочется помечтать…

Итак, имбирь как символ конечной точки развития экономики Украины, когда она станет полностью независимой, как символ японского или гонкогского экономического чуда. Ну, тогда яйца, стало быть, – это наши жизненные силы, потенциал. Креветки, мидии – черноморский флот. Маринованные шампиньоны и майонез – европейский выбор.

Красные помидоры и перец – неорадянщина, яку будує Янукович. Рис – ну здесь сложно: в оригинале был даже не просто рис, а рисовая каша с яблоками, в которую я положила очень мало сахара, и она вышла несладкая. Что может символизировать такая компонента – очень сытная и калорийная еда. Наверное, основу для салата – энергетику, чистоту и незайманисть щирої української душі.

Крабовые палочки, продукт, в которых крабом только пахнет, и то от синтетического ароматизатора– символизирует те черты украинского характера, за счет которых нация будет выживать в межстрановой конкурентной борьбе – украинское лукавство, находчивость, оборотистость и, как бы помягче выразиться, то, что называют «не обманешь – не продашь».

Пушистый укроп – символ многовекторности украинской политики. А перья зеленого лука – ростки демократии.

Вот такой салат, такая семиотика. Немного меня, правда, цветовая гамма смущает. Цвет украинского флага – жовто-блакитный. С желтым проблемы нет – желток яйца или желтый болгарский перец. А вот какой продукт взять в качестве голубого? Мне что-то в голову ничего не приходит, кроме голубого ликера Кюрасао… Так это уже не салат тогда получится :).

 Ну что ж, как говорится, я сделала, пусть другой сделает лучше.

Источник: https://ni-kolenka.livejournal.com/8670.html

Дональд Рейфилд. Жизнь Антона Чехова. Александр Окунь, Игорь Губерман. Книга о вкусной и здоровой жизни

Дональд Рейфилд. Жизнь Антона Чехова / Пер. с англ. О. Макаровой. – М.: Издательство Независимая Газета, 2005.

В виде исключения, будем справедливы. Совершен подвиг общественно-полезного труда. Человеко-часов потрачена уйма. Чтобы вылепить этот кирпич, надо было сперва истолочь в пыль целый утес. А потом выбраться из-под образовавшейся дюны.

Так называемый (мною) парадокс биографа – не шутка: воспроизвести чужую жизнь в режиме реального времени нельзя иначе, как за счет своей. Особенно если эта чужая жизнь хорошо документирована.

Например, если ваш герой успел написать тысяч пять писем, получить и прочитать тысяч семь, и сверх того все его знакомые только и делали, что писали друг другу и вели дневники, а впоследствии взялись и за мемуары.

“Работа над самой полной чеховской биографией, – замечает м-р Рейфилд, – по срокам могла бы перевесить жизнь самого писателя. Я позволил себе сосредоточиться на его взаимоотношениях с семьей и друзьями”

Ваше право. Но отчего бы тогда так и не озаглавить? Описываю, дескать, взаимоотношения такого-то с его семьей, с его друзьями, больше ни на что не претендую. А что вряд ли чья-либо жизнь исчерпывается такими взаимоотношениями – понятно само собой. И что человек, тем более писатель, не обязательно похож на свои взаимоотношения с другими.

Как бы то ни было, тема интересная. Материала, в том числе нового, хоть отбавляй. Синтаксис изложения легкий. (Про перевод еще скажу.) Метод изучения – общедоступный.

Книга м-ра Рейфилда порадует школьника, озадачит пенсионера. Успех – заслуженный успех – обеспечен. Мои поздравления м-ру Рейфилду: отныне и долго публика будет считать Чеховым его Чехова.

То есть человека по имени Антон, обитающего в его книге, как в стеклянной комнате.

Что ж, оно и справедливо. Сильных биографий Чехова не существует. Его тридцатитомник (в котором писем – двенадцать томов), чтобы быть прочитанным насквозь, нуждается в новом Застое. Да еще советская цензура вырвала – как раз из писем – именно то, что теперь пригодилось м-ру Рейфилду. Так что, получается, за правдой – только сюда.

Тут она вся как есть, и приготовлена без затей – грубое, но питательное блюдо.

Берутся упомянутые двенадцать томов писем Чехова (с примечаниями, без купюр). И – в архивах – связки всех писем, им когда-либо полученных. И подряд выписываются факты, факты жизни. Купил собак, прописали пенсне, случился понос, напечатан “Ионыч”, у брата Александра – нарыв, у сестры Маши – роман.

Выписки сортируются: колоритные, желательно не длинные, остаются в кавычках, остальное пересказывается в третьем лице.

И все это было бы прекрасно или, по крайней мере, занятно, если бы не две-три мелких слабости м-ра Рейфилда.

(Вообще-то четыре, но рецензия должна знать свой размер.)

Первая – та, что, при всей своей любви к фактам, м-р Рейфилд в душе художник. Ему скучно строить факты в хронологический фрунт. Он заставляет их танцевать: расходиться и сближаться, улыбаясь друг дружке.

Вот самый невинный пример. Апрель 1887. Чехов приехал ненадолго в Таганрог. В письмах к родным сообщает, с кем да с кем видится из старых знакомых. В числе этих знакомых – некто А. В.

Петров, полицейский чиновник, нестерпимый болтун. Чехов пишет: “Если встречусь с Ан. Васил, то – пулю в лоб”.

Через несколько дней: увы! пришел-таки в гости, довел громогласным вздором до дурноты, полицейская стерва.

(Хотя вообще-то, замечу в скобках, отношения, судя по всему, неплохие: впоследствии Чехов то поклон этому Петрову передаст, то адрес его зачем-то спросит.)

И в том же письме, через страницу: “В среду нужно было ехать дальше, но помешала вена на ноге”.

Ну вот. Как связать такие факты жизни: полицейского чиновника и разболевшуюся ногу?

А очень даже просто, учитесь: “Побывал у жен московских коллег, Савельева и Зембулатова, пил вино с местными докторами, озабоченными тем, чтобы превратить Таганрог в морской курорт. И всячески старался не попадаться на глаза полицейскому осведомителю Анисиму Петрову…

От грязи и огорчений у Антона расстроился желудок и обострился геморрой, а сырой воздух спровоцировал бронхит. Вдобавок на левой ноге разболелась варикозная вена – ему то и дело приходилось обходить стороной вездесущего Анисима Петрова”.

Еще пример, для ясности. (Выбираю самые короткие.) Берем два факта жизни: “С августа в Мелихове зарядили дожди, и посеянные Чеховыми хлеба вымокли и полегли. У Антона на участке умерло несколько больных”.

Надо подклеить третий: приехал Потапенко. И четвертый: Потапенко искупался в пруду.

Как бы все это связать бантиком поизящней? Вот: “Лишь гостивший у Чеховых Потапенко, вопреки опасениям Антона, растормошил его, сразу окунувшись в мелиховскую жизнь, включая грязный пруд”.

Вроде бы ничего особенного. Безобидная такая страстишка – слегка беллетризнуть. Но эти свои, прямо скажем, жалкие стилистические приемы м-р Рейфилд постоянно выдает за мысли и чувства Чехова. И – помимо воли, разумеется, – страшно Чехова оглупляет. Буквально на каждом шагу.

Вторая слабость м-ра Рейфилда – он явно не настолько хорошо владеет русским языком, чтобы понимать шутки. Конечно, это отчасти искупается безумной отвагой, а все же зря он избрал объектом своих наблюдений именно Чехова. Занялся бы кем-нибудь другим – достиг бы всего. А впрочем, и так достигнет.

Кроме того, эта глухота уморительна по-своему, так что чеховские остроты и в извращенном виде производят некоторый эффект. Даже двойной: кто понимает, в чем дело, смеется над м-ром Рейфилдом, кто не понимает (например, простой иностранный человек) – над Чеховым.

Который, опять-таки, – это главное, главное! – в этой книге непроходимо глуп.

Больше трех примеров позволить себе не могу, и не просите. Но зато первая цитата пусть будет обширная. Чтобы вам, читатель, хоть отчасти ощутить гипнотическое воздействие бессвязного мышления, тот слабый, но явственный привкус бреда, который придает повествованию м-ра Рейфилда такое своеобразие.

“Блеснув остроумием перед барышнями, Чехов отправился в ресторан с Потапенко, Амфитеатровым и Маминым-Сибиряком. Суворин не смог присоединиться к ним, на что Антон ответил (таков, извините, перевод! – С. Г.) с сожалением (курсив, естественно, мой. – С. Г.): └А вы отличный товарищ. Вы за всех платите”.

Суворин чувствовал, что Чехов от него отдаляется, – иные же считали, что Антон заражает его своей радикальностью. Секретарь редакции └Нового времени” Б.

Гей сказал как-то Чехову с негодованием: └Зачем это вы вооружаете старика против Буренина?” Чтобы не нарываться на дальнейшие конфликты, Антон поехал в Царское Село обедать с Маминым-Сибиряком”.

Следующий пример покороче, зато типичный: Чехов пошутил, м-р Рейфилд деловито пересказал; но кто же выходит нелепым занудой?

“Все мысли Чехова были заняты Ольгой Книппер. Он договорился встретиться с ней на Кавказе – при условии, что она не вскружит ему голову”.

Пример последний – самый смешной, вот именно невероятно смешной. Мне самому не верится. Самому кажется, что я на м-ра Рейфилда клевещу.

Но посудите. Вот письмо Чехова к старинному приятелю, актеру Вишневскому, явно в ответ на какую-то похабень:

“Милый Александр Леонидович, Вы уже по опыту знаете, как вредны для Вас возбуждения, те самые, которые Вы описываете в Вашем письме; разве Вы забыли, как два года назад перед каждым спектаклем во время грима трое рабочих должны были затягивать Вам веревкой половые органы, чтобы во время спектакля не лопнули брюки и не случился скандал? Забыли? Почаще-ка вспоминайте об этом и ведите себя благопристойно”.

Это, значит, голос настоящего Чехова. И один из его способов шутить.

Статочное ли дело – принять розыгрыш за нотацию, а неприличную гиперболу – за факт из истории русского театра? Статочное, вполне:

“Шумных собеседников он не жаждал и посему написал Вишневскому о том, что ему └вредны возбуждения”, напомнив об эпизоде в театре, когда…” и далее по тексту.

Полагаю, вам уже все ясно. Но, раз обещал, назову еще одну слабость

м-ра Рейфилда. Так и быть. Он иной раз изменяет своей решимости ограничиться взаимоотношениями. Он заговаривает о произведениях Чехова. Типа – неудобно, все же писатель. Но этого делать не следует. Потому что писатель получается какой-то другой, не А. П. Чехов, точно. Совпадают только названия.

Скажем, у Чехова действительно есть рассказ под названием “О любви” – но совсем не “о безнадежной любви мельника к жене своего лучшего друга”. (Откуда, черт побери, взялся этот мельник?) Есть рассказ “Человек в футляре”, но в нем не “осуждается” никакое “лжесвидетельство”.

Есть рассказ “Анна на шее”, но совсем-совсем не про то, как “юная девушка, вышедшая замуж за немолодого чиновника ради того, чтобы помочь обедневшей семье , осознав свою женскую привлекательность, …

окунается в водоворот светской жизни и начинает открыто презирать мужа”! Больше цитировать не буду, надоело; но все до единой вещи у этого однофамильца такие же плоские.

Вообще, не стоило ввинчиваться в эти 800 страниц. Лучше бы, действительно, полистал собрание чеховских сочинений. Конечно, м-р Рейфилд – очень знающий специалист.

Но какое мне, строго говоря, дело до того, допустим, что “внематочная беременность разрывает трубу между восьмой и двенадцатой неделями, считая от зачатья”, благодаря чему открывается счастливая возможность установить, от кого забеременела NN в феврале 1902 года.

Не от Немировича ли? (“Талантливый педагог, он уже давно держал ее в плену своего обаяния…” – слог-то, слог!) Нет, представьте, не от Немировича.

Однако же многие, думаю, получат массу удовольствия. Человечество ненавидит литературу и ведет настоящую охоту на писателей. Даже странно. Возьмите какого угодно самого великого ученого, или политика, или даже композитора: всем наплевать, с кем он спал и чем болел. А про писателя все это почему-то обязан знать каждый культурный человек.

Кстати, о культуре. Перевод книги м-ра Рейфилда по нынешнему времени должен считаться недурным. Это раньше родительный падеж вроде “несчастного дитя любви” (с. 530) заставлял заподозрить в нарядной даме переодетую горничную. Да! знаете ли что? Вот и этот привычный вывих в эпоху Чехова тоже назвали бы, пожалуй, лакейским оборотом:

“Своему дебюту в Петербурге Чехов был обязан поэту Лиодору Пальмину…” (с. 131).

“Короткий и незамысловатый (Рассказ “Егерь”. – С. Г.), он был написан как эпитафия Тургеневу, чьи писательские приемы наследовал Антон, однако многому в нем он был обязан схватчивому взгляду Левитана…”

(с. 167).

“Глубине и разнообразию этих историй Чехов обязан, в частности, и Мопассану, пользовавшемуся в России широкой популярностью…” (с. 181).

А так – все нормально.

Александр Окунь, Игорь Губерман. Книга о вкусной и здоровой жизни. – М.: Эксмо, 2005.

Довольно удивительная книжка: забавная, отталкивающая, опять забавная. То скучаешь, то волнуешься, никак не бросить – и правильно: финал вознаградит за всё.

Собственно, это сборник разнородных прозаических сочинений Александра Окуня. Игорь Губерман тут скорее персонаж. Его “гарики” участвуют в оформлении, наподобие виньеток.

Некоторые хороши, другие – так себе. Как всегда.

Про Александра Окуня лично мне ничего не известно. Говорят – живописец.

И хочется верить – талантливый. Потому что в прозе умеет, не актерствуя, вызвать симпатию. Хотя навряд ли это залог высокого качества живописи. Кто ее знает – вдруг она как раз не требует мыслей и мыслей, а должна быть глуповата?

Впрочем, тексты Александра Окуня сами по себе не пышут умом – всего лишь остроумным красноречием и сердечностью. Зато умно и смело построена так называемая композиция.

Как номер эквилибриста в цирке: громоздятся друг на дружку нелепые предметы, шатаются, качаются – не падают, держат человека. Хотя на самом-то деле это он их удерживает, контролируя общий центр тяжести.

Так и тут. Гастрономическая эссеистика. (Точней, ликбез, недалеко уходящий от рекламных буклетов. Дескать, вот какие бывают на свете сыры и вина, у каждого великого сорта своя легенда.) Мемуары о вкусовых впечатлениях. Застольные анекдоты. История еды. Теория еды. Практика еды. Серьезные рецепты (сомнительные) всевозможных блюд – не похоже, что

съедобных. Пародийные рецепты (по способу, открытому Венедиктом Ерофеевым). Автобиографические рассказы. Путевые очерки. Ностальгические фрагменты: молодость в трущобах Ленинграда, ярость, жалость, любовь, нищета. Иерусалимские баллады про жару, алкоголь и мужскую дружбу.

Все еще не ясно, к чему клонится замысел. Но захватывает с каждой страницей сильней. Не художеством (написано ярко, но без блеска) – страстью. Помните, было когда-то такое слово? И что-то ведь значило.

Так вот: в этой книжке рвется свести с собою счеты страстный характер. Инвентаризирует судьбу человека, которому достался. Перечисляет, чем и кем этот человек дорожил, что у него осталось. И кто.

“Я подумал о том, что у меня никогда не хватало мужества на поступок, на риск, на безумие, о том, скольких людей я предал своей трусостью и нерешительностью. Я увидел свою жизнь всю целиком и понял, что жил напряженно, полностью, может быть, сотую ее часть, а остальное время было убито бессмысленно и глупо, и ничего нельзя вернуть, и ничего нельзя исправить”.

Вкусная жизнь у нас получилась. Здоровая, – улыбается соавтору соавтор:

Очень жаль, что догорает сигарета, И ее не остановишь, но зато Хорошо, что было то и это

И что кончилось как это, так и то.

И в этот момент прощаешь обоим вульгарные остроты, дешевые сантименты, рецепт бутерброда “Дым отечества”, рецепт селедки под шубой “Карл Маркс”, даже рецепт салата из рубленых яиц “Фрейд”.

Да, эта словесность сделана из чего попало. Кроме вранья.

С. Гедройц

Источник: http://magazines.russ.ru/zvezda/2005/11/ge16-pr.html

Карл Маркс

Карл Маркс – идеолог социализма, автор масштабного труда «Капитал», основоположник марксизма.

Будущий философ родился 5 мая 1818 года в семье этнических евреев Генриха Маркса и Генриетты Маркс в немецком городе Трире. Родители принадлежали двум крупным семействам раввинов.

Отец Карла занимался юриспруденцией и ради карьеры стал приверженцем лютеранского вероисповедания. Мать вместе с детьми покрестилась через семь лет после мужа, в 1824 году. Карл Маркс был третьим ребенком в многодетной семье.

Большое влияние на воспитание мальчика оказал отец, поклонник идей эпохи просвещения и кантовской философии.

Портрет Карла Маркса

Друг Генриха Людвиг фон Вестфален познакомил юного Карла с философией античности, литературой Возрождения. В 1835 году юноша закончил Трирскую гимназию Фридриха-Вильгельма, в которой получил основы знаний математики, латинского, немецкого, греческого и французского языков.

После чего поступил в университет города Бонна, а затем перевелся в Берлин. На лекциях студентам преподавали философию, юриспруденцию и историю.

Самостоятельно изучив труды мыслителей прошлого, Маркс взял за основу собственного мировоззрения учение Гегеля, в котором юношу привлек атеистический и революционный аспекты.

Дом, в котором родился Карл Маркс

Под руководством Людвига фон Вестфалена Карл Маркс в 24 года создает диссертацию на тему изучения философских теорий Эпикура и Демокрита. Помимо классической философии Карл Марк особое внимание уделял работам Фейербаха, Смита, Рикардо, Сен-Симона и других мыслителей современности. 

Общественно-политическая деятельность

В начале карьеры Маркс намеревался стать профессором Боннского университета, но реакционное правительство в конце 30-х годов уже начало чистку среди преподавательского состава вуза, чтобы уничтожить ростки левого движения на корню. Вслед за Людвигом Фейербахом был уволен профессор Бруно Бауэр, поэтому Маркс отказался от идеи преподавания.

Молодой Карл Маркс

Через год выходит книга Маркса «К критике гегелевской философии права». Молодой человек устраивается на работу в «Рейнскую газету», где ведет политическую колонку. Философ выступал с резкой критикой правящего режима.

В конечном итоге со страниц издания Маркс стал призывать к свержению существующего режима, чем навлек на себя гнев правительства.

Во время работы редактором газеты Карл понял, что слабо представляет себе структуру политической экономии, поэтому углубился в изучение интересующего вопроса.

Карл Маркс изучает экономику

Молодого журналиста-философа, который получает поддержку у населения Пруссии, правящая верхушка пытается привлечь на свою сторону.

Но Маркс не соглашается на компромисс с полицейским режимом. За такое решение молодого мыслителя принуждают к депортации.

Осенью 1843 года Карл Маркс вместе с родными в спешном порядке покидает родину и переселяется в столицу Франции. 

В Париже философ знакомится с будущим соратником Фридрихом Энгельсом, а также с немецким поэтом Генрихом Гейне. Два года реформатор вращался в радикальных кругах Франции. Маркс знакомится с идеями основоположников анархизма П. Прудона и М. Бакунина.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

После 1845 года Карл Маркс переезжает в Бельгию. Вместе с Энгельсом философ становится участником тайного международного общества «Союз справедливых», который был организован в Брюсселе гражданами Германии.

Подпольщики поручили двум деятелям создать текст программы коммунистического общества.

В результате совместного труда Маркса и Энгельса был написан «Манифест коммунистической партии», который выпустили ограниченным тиражом на лондонской типографии в начале 1848 года.

Карл Маркс

В этом же году бельгийские власти вынуждают Маркса покинуть страну, и теоретик коммунизма на месяц переезжает в Париж, откуда отправляется обратно в Германию.

В Кельне под руководством Маркса и Энгельса начинает работу революционное издание «Neue Rheinische Zeitung», но в течение года его выпуск прекращается в связи с поражением рабочих восстаний в Саксонском, Рейнском и Юго-западном округах Германии. Начинаются репрессии.

Лондонский период

Работа в политическом издании компрометирует Карла перед властями, и ученый вместе с семьей в начале 50-х эмигрирует в Лондон. Именно в Великобритании в 1867 году появился главный труд в биографии Маркса – «Капитал».

Философ много работает над изучением различных областей науки, среди которых особое внимание Маркса привлекли социальная философия, политическая экономия, математика, агрохимия и минералогия.

Первое время семья Маркса в Лондоне крайне бедствовала, но в скором времени на помощь философу пришел друг Энгельс, который безвозмездно финансировал большое семейство.

Карл Маркс за работой

В 1864 году под руководством Маркса открылась «Международная рабочая ассоциация» или Первый Интернационал. Первоначально костяк организации составляли анархисты, французские социалисты, итальянские республиканцы, тред-юнионисты.

В связи с разгромом Парижской Коммуны в 1872 году организация Маркса переехала в Нью-Йорк, но через 4 года сообщество прекратило существование и в Америке. И только в 1889 году начал работу Второй Интернационал, продолжатель идей Первого Интернационала.

Марксизм

Идеологические принципы Карла Маркса сформировались в середине 40-х годов. В основу мировоззрения ученого легли идеи Людвига Фейербаха, с которым Маркс вначале был в согласии, а затем вступил в полемику.

В собственном труде философ обобщил взгляды учений немецкой, английской и французской философско-политических школ.

На основе изученного материала Карл Маркс создал последовательную, цельную систему взглядов на материализм, научный социализм и на рабочее движение.

Материалистическая история

Впервые понятие “материалистическая история” появилось в совместном труде Маркса и Энгельса «Немецкая идеология». Дальнейшие разработки этой теории развивались в «Манифесте Коммунистической партии» и «Критике политической экономии».

Маркс логическим путем вывел знаменитую формулу: «Бытие определяет сознание».

По мнению ученого, основой каждого общества являются производственные силы, на которых настраиваются остальные общественные институты: политика, юриспруденция, религия, искусство.

Карл Маркс объясняет свою теорию

Главная задача общества – сохранение баланса между производственными силами и производственными отношениями, которые при противоречии приводят к социальной революции.

В теории материалистической истории Карл Маркс различает особенности рабовладельческого, феодального, буржуазного и коммунистического строя.

Коммунизм делиться на две ступени, низшая из которых – социализм, а высшая – собственно коммунизм с упразднением всех финансовых институтов.

Научный коммунизм 

Карл Маркс в рамках концепции прогресса истории человечества выделял классовую борьбу как движущую силу развития общества. Пролетариат Маркс и Энгельс считали тем классом, который свергнет капитализм и приведет к установлению нового международного бесклассового порядка. Для этого нужна будет мировая революция.

«Капитал» и социализм

Карл Маркс в труде «Капитал» наиболее полно раскрыл собственную концепцию экономики капитализма. Первый том вышел за 6 лет до смерти ученого, следующие два вышли только после кончины философа, при содействии друга Фридриха Энгельса. Четвертым томом труда Карла Маркса стала книга «Теории прибавочной стоимости», которая была написана за 5 лет до выпуска первого тома «Капитала».

Карл Маркс за работой над “Капиталом”

В тексте сочинения раскрываются вопросы сферы производства капитала, закона стоимости.

Формулируются понятия формулы капитала, рабочей силы, постоянного капитала, переменного капитала, абсолютной (количественной) и относительной (качественной) прибавочной стоимости.

Согласно теории Карла Маркса капитализм постоянным несоответствием переменного и постоянного капитала провоцирует экономические кризисы, что в конечном итоге приводит к подрыву строя и постепенному упразднению частной собственности, которая заменяется общественной собственностью.

Личная жизнь

В студенческие годы Карл Маркс познакомился с молодой девушкой, первой красавицей города Трира. Графиня Женни фон Вестфален была старше молодого мыслителя на 4 года, но это не помешало бурному роману. Аристократка отвергла ряд представительных женихов ради юного студента.

На протяжении 6 лет молодые люди были тайно обручены, так как немецкое аристократическое семейство, к которому принадлежала невеста, негативно относилось к начинающему философу и писателю еврейского происхождения.

Но это не помешало влюбленным сыграть свадьбу в 1843 году в городе Кройцнахе.

Карл Маркс с женой

Впоследствии сводный брат Женни, который прослужил на посту министра внутренних дел Пруссии 8 лет, преследовал семью Маркса и поспособствовал их окончательному выдворению из страны. К слову, внучатый племянник жены Карла Маркса Людвиг фон Крозиг был министром финансов, а затем последним премьер-министром Третьего рейха.

Карл Маркс со старшей дочерью Женни

Брак Маркса оказался на редкость крепким и долгим. Супруга философа не только была ему верной женой, но и соратницей. Женни помогала Карлу Марксу в написании книг. В семье у любящих супругов родилось семеро детей, но четверо из них скончались в детстве.

Известными стали три дочери писателя. Старшая Женни – политическая деятельница, журналистка, супруга Поля Лафарга. Лаура – французская социалистка, жена  Шарля Лонге. Элеонора – супруга Эдуарда Эвелинга. Историки приписывают Карлу Марксу отцовство ребенка экономки семьи Елены Демут.

После смерти философа опеку над мальчиком взял Энгельс.

Смерть

В 1878 году жена Маркса умерла после продолжительной болезни. Женни несколько лет боролась с раком. Потеря сломила Карла, и он скончался от плеврита 14 марта 1883 года. Маркса похоронили рядом с супругой на Хайгетском кладбище. 

Могила Карла Маркса

На процессии присутствовало 10 человек, соратники Маркса. Большое влияние на распространение идей Карла Маркса оказал Фридрих Энгельс, который стал редактором неизданных трудов философа.

Память

Имя Карла Маркса было прославлено после победы Октябрьской революции 1917 года. На территории СССР в каждом населенном пункте появилась улица или проспект Карла Маркса.

На родине идейного вождя международного пролетариата был основан округ Карл-Маркс-Штадт, во время образования ГДР.

После падения Берлинской стены, когда Демократическая республика была упразднена, округ прекратил существование. 

Памятник Карлу Марксу

В советское время практически в каждом населенном пункте открывались памятники Карлу Марксу. Первый монумент появился в городе Пенза в 1918 году.  Некоторые библиотеки и научные центры посвящались имени Карла Маркса.

Библиография

  • Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура – 1841
  • К критике гегелевской философии права – 1843
  • Экономическо-философские рукописи – 1844
  • Тезисы о Фейербахе – 1845
  • Немецкая идеология – 1846
  • Наемный труд и капитал – 1847
  • Заработная плата – 1847
  • Манифест коммунистической партии – 1848
  • К критике политической экономии – 1859
  • Заработная плата, цена и прибыль – 1865
  • Капитал, т. 1. – 1867
  • Капитал, т. 2. – 1885
  • Капитал, т. 3. – 1894
  • Капитал, т. 4. – 1905

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4894-karl-marks.html

Отлучённый от церкви монах и беглая монахиня. Мартин и Катарина Лютер

   В 2017 году исполняется ровно 500 лет, как Мартин Лютер прибил на дверях церкви в Виттенберге листок со своими 95 тезисами, с чего и началась эпоха, которую немцы называют Реформацией, французы – Ренессансом, а Итальянцы – Возрождением.

Лютер изменил культурную и религиозную жизнь миллионов людей на несколько веков вперёд. Он вошёл в историю, как лидер протестантского движения и старейшей его конфессии – лютеранства.

И сегодня мой рассказ о супругах Мартине и Катарине Лютер.

   Матин Лютер родился 10 ноября 1483 года в семье новых немецких буржуа. Его отец, потомственный крестьянин, спасая семью от нищеты, отправился работать на медные рудники, накопил денег и осел в городке Мансфельд, где стал образцовым бюргером, положив все свои силы на образование детей.

Главной надеждой был Мартин. Отец хотел, чтобы сын выучился и стал бургомистром. Мартин поступил в университет в Эрфурте, получил титул магистра свободных искусств и продолжил образование на юридическом факультете.

Но вдруг внезапно прервав обучение, в 1505 году Лютер уходит в Августинский монастырь в Эрфурте.

Дело в том, что во время учёбы молодой человек познакомился с идеями гуманистов, заинтересовался возможностями улучить человечество, и пришёл, естественно, к выводу, что человека может усовершенствовать только христианство.

Лютер пришёл в монастырь со страстным желанием познавать Священное писание. Он подстёгивал ум жёсткой аскезой, буквально хотел взять небеса штурмом, строго постился, даже не ел по три дня подряд, не мылся, не менял одежду, спал на полу и чуть не умер от переохлаждения.

Все эти ограничения он наложил на себя сам помимо обычных монастырских аскез. За три года в монастыре его здоровье серьёзно пошатнулось. Но самое ужасное то, что он стал настоящим испытанием для монастырской братии. Лютер день и ночь выискивал у себя пороки и изнурял исповедями священников.

Однажды он исповедовался шесть часов подряд, пока духовник не сказал ему: «Человек, Бог не гневается на тебя, это ты гневаешься на Бога».

Первым искушением в списке его грехов было маловерие. Вопрос веры изначально волновал Лютера более всего. Ничего так не изумляло его в Библии, как вера её персонажей.

То, что Мария поверила Архангелу Гавриилу, что Иосиф поверил сну, который утешил его в несчастьях, что пастухи поверили апостольской песне, которую услышали из разверзшихся небес, что волхвы готовы были идти в Вифлеем, едва услышав слово пророка. Лютер по-новому осмыслял евангелие.

Через три года к радости братии монастыря Мартина Лютера отправили преподавать в Виттенбергский университет. Здесь он познакомился с трудами блаженного Августина. И ключевой фразой для него стали слова св. Августина : «Люби Бога и поступай по желанию своему».

Эта фраза как бы открыла ему дверь в новую жизнь. Вера стала краеугольным камнем философии Лютера. Он писал: «Единственное, что нужно для спасения – это искренняя вера. Христианин имеет всё, что ему нужно, в вере и не нуждается ни в каких делах для оправдания себя».

В октябре 1517 года Мартин Лютер нанёс первый удар по католической церкви. К двери в храме Виттенберга он прибил 95 тезисов, в которых просил католическую церковь отказаться от индульгенции.

Проще говоря, он просил церковь отказаться от денег. Папа Римский Лев Х выпустил буллу, в которой отлучил Лютера от церкви, а Лютер сжёг эту буллу во дворе виттенбергского храма.

Так началась Реформация.

Храм в Виттенберге, к двери которого Лютер прибил 95 тезисов.

Немецкое общество разделилось. На одной стороне были католики, на другой последователи Лютера. Католики продавали индульгенции, как бы говоря: «Всё можно за деньги». Лютер говорил: «Можно всё просто так. Но не совсем просто так, а за веру».

Будучи человеком из народа, Лютер понимал, что крестьянам надо говорить попроще. И говорил: «Твой единственный долг перед Богом – веровать в него и исповедовать эту веру. Во всём остальном ты можешь делать всё, что хочешь, не боясь повредить своей совести. Ты можешь бросить жену, предать хозяина, нарушить любое обещание. Богу нет до этого никакого дела».

Он только забыл сказать, что настоящая вера – это дар очень редкий, которым обладают избранные.

Христианская свобода, о которой так много говорил Лютер, дала блудливое эхо. Священники и монахи услышали в слове «свобода» разрешение грешить, народ – право грабить церкви, а князья – запах денег и решимость грабить крестьян.

Зарождался новый класс буржуазии, мыслящий категориями исключительно материальной выгоды и не опирающийся уже на христианские заповеди. Новая лютеранская вера не требовала расходов в отличие от католичества, поэтому была выгодна.

Множество богатых и знатных семей стали поклонниками учения Лютера.

 Одним из знаменитых учеников Лютера был Великий магистр ордена Тевтонских рыцарей Альбрехт Гогенцоллерн.

Он предал свой орден, стал лютеранином, а государство Тевтонских рыцарей, которое несколько веков существовало в Европе, было преобразовано в Прусское герцогство. Великий магистр ордена Альбрехт стал первым герцогом Прусским.

В результате, орден Тевтонских рыцарей практически распался, на Моравии тевтонцы потеряли всё своё имущество.

Моравский замок Аустерлиц, построенный на фундаменте старой тевтонской крепости.

Поскольку власть имущие почувствовали, что никакой закон их больше не связывает, крестьянам были подняты подати, что привело к массовым народным волнениям. В 1524 году началась настоящая крестьянская война в немецких землях.

Требования крестьян основывались на Священном писании, переведённом Лютером на немецкий язык, что сделало его доступным для народного чтения. Крестьяне хотели отмены крепостного права и податей, разделения между ними церковного имущества и свободы евангельской проповеди на немецком языке.

В общем, приблизительно того же хотели последователи Яна Гуса сто лет назад в Чешском королевстве, но их идейный вдохновитель был сожжен на костре, а Чешское королевство практически превратилось в руины в результате гражданской войны.

Мартин Лютер тоже боялся, что его может постичь участь Яна Гуса, но время было другое, да и знатных покровителей у него было очень много. Сам курфюрст Фридрих Мудрый покровительствовал Лютеру.

Крестьянская война в немецких землях приняла угрожающие масштабы. Горели церкви, крестьяне убивали священников. По сравнению с отрядами повстанцев, католические монахи казались невинными агнцами. Народный герой Лютер призвал к миру, но его не хотели слышать.

И тогда крестьянский сын Мартин Лютер призвал убивать бунтующих крестьян: «Каждый, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, также, как убивают бешеную собаку». Крестьянское восстание было жестоко подавлено.

По оценкам историков в нём приняло участие около 300 тысяч человек, около 100 тысяч погибло.

Ещё одним итогом учения Лютера стал массовый исход монахов из монастырей. Лютер писал: «Обычная девушка не может обходиться без мужчины, как не может обходиться без еды, питья, сна.

Деторождение является глубокой надобностью нашей природы.  Монахини, принуждаемые к целомудрию, исполняют чужую волю. Они познают ад в земном бытии и не избегнут адской муки в мире потустороннем.

Надо положить конец практике неправедного целомудрия».

У «Декамерона» Боккаччо появился конкурент – книга Симона Лимния о шалостях бывших монахов «Монахопорномахия». Настало время свободной любви, все жили со всеми и, «не жалея живота своего», поднимали кружки пива за Мартина Лютера. Его портреты с нимбом над головой продавались гораздо лучше икон.

Монастырь в Лоуке возле Зноймо

Одним из опустевших монастырей на Моравии был монастырь в Лоуке возле Зноймо. Аббат женился, монахи разбежались. Осталось только 7 молитвенников, сохранивших верность католической церкви. Монахи считались завидными женихами, ведь уходя из монастыря, они прихватывали с собой церковные ценности.

Уходили из монастырей и монахини. Однажды апрельской ночью перед Великой субботой 1523 года в монастыре цистерианок Нимбшен двенадцать монахинь по верёвкам перебрались через монастырскую стену и совершили побег. За стеной их уже ждала повозка с бочками из под селёдки.

Три дня путешествия в бочках, и беглянки оказались на безопасной территории – в Виттенберге. Помог им бежать сторонник Лютера Леонард Клоппе. Три девушки сразу знали, куда им податься, оставшихся девять расквартировали в домах уважаемых бюргеров Виттенберга. Для устройства судьбы бывших монахинь необходимо было выдать их замуж.

Мартин Лютер чувствовал ответственность за них и решил сам лично найти им женихов.

Одной из беглянок была Катарина фон Бора, происходившая из семьи обедневших саксонских дворян. Её мать умерла, когда Катарине было пять лет. Отец поспешил жениться, а девочку отдали на воспитание в монастырь.

Больше родных она не видела. В монастыре Катарина выросла, получила прекрасное по тем временам образование и смирилась со своей участью.

Она вела дела монастыря, занималась садоводством, рукоделием, знала свойства целебных трав, а также владела немецким, греческим и латынью.

Руины монастыря Нимбшен

Сёстры тайно пронесли в монастырь запрещённые книги Лютера, которые стали настоящим откровением для молоденьких монахинь.

Опираясь на слова Священного писания, Лютер ставил под сомнение авторитет папы Римского, он ставил с ног на голову сложившиеся веками устои церкви и главное – он писал, что «плодитесь и размножайтесь» является настоящей жизненной задачей женщины, а вовсе не монашеские обеты.

Под влиянием книг Лютера девушки бесстрашно решили бежать, а ведь в случае поимки их ждало или пожизненное заключение в монастырском подвале или даже смертная казнь.

Катарина выделялась среди беглянок своим умом и деловитостью. Она осталась жить у друга Лютера аптекаря и художника Лукаса Кранаха. Через год она была единственной из всех беглых монахинь, которую не смогли выдать замуж.

Ей нравился студент из Нюренберга, но тому не разрешили родители выбрать себе такую пару. Потом её познакомили со священником Каспаром Глацем, но у них не сложилось. В сердцах Катарина воскликнула, что «лучше уж выйдет за доктора Мартина Лютера».

И Лютер задумался.

Несмотря на то, что в каждой проповеди Лютер говорил о браке, об отмене целомудрия, о пользе добрачного сожительства и свободных отношений, сам он жениться не хотел. Он боялся. Страхов было много.

Он боялся участи Яна Гуса, боялся семейного быта, незнакомой женщины в одном с ним доме, боялся, что не сможет обеспечить семью, и боялся Бога. Он глубоко в душе оставался католическим монахом, периодически приходящим в ужас от содеянного.

Он даже никак не мог расстаться с монашеской одеждой. Проповедуя отмену монашества, он продолжал носить рясу августинца.

Но была ещё одна причина, по которой Лютер не хотел жениться. Он боялся повредить своей репутации. Он хотел быть святее папы Римского, проповедовать целомудрие, как Божий дар, доступный избранным. Он желал остаться для людей избранным.

Но из-за своих постоянных высказываний о ненужности целомудрия и воздержания, о нём ходили сплетни, как о страстном герое-любовнике. И друзья советовали ему всё-таки жениться, чтобы фигура лидера реформации не стала персонажем анекдотов.

Катарину Лютер «не любил и считал гордячкой». Перед самой свадьбой Лютера охватил такой страх, что он намеревался сбежать.

Но Катарина своевременно успела запереть дверь и поговорила с Лютером, как «монах с монахом». Свадьба состоялась 27 июня 1525 года в самый разгар крестьянской войны.

 Чтобы не привлекать внимания, на бракосочетании присутствовали только четверо друзей Лютера. Лютеру было 42 года, а Катарине 26 лет.

Не известно, понимала ли Катарина, на что обрекает себя, идя с Лютером под венец. Ведь он был закоренелый холостяк, аскет, без собственного дома и без умения вести хозяйство.

Молодожёны поселились в опустевшем Чёрном монастыре. У Лютера была только одна смена белья, одна ряса, соломенный матрас без белья, на котором он спал, и солома которого начала гнить от его пота и источала страшное зловоние.

Катарина, к большому неудовольствию Лютера, матрас сожгла, комнаты проветрила, окурила душистыми травами, завела Лютеру несколько смен белья и заставила Лютера выкупаться. Она стала вести хозяйство, ухаживала за садом и огородом, разводила кур и домашний скот, варила пиво и разводила в пруду рыбу. Черный монастырь со временем она превратила в довольно уютное семейное гнездо.

Лютер, конечно, предпочёл бы жить в маленьком доме в Виттенберге, как его друзья – бюргеры. Но у Катарины были другие планы. Она занялась реставрацией монастыря, а в одном из крыльев открыла пенсион с полным довольствием.

Цены там были выше, чем в других подобных заведениях, но отбоя от постояльцев не было, ведь многим хотелось встретиться со знаменитым проповедником и посидеть с ним за столом.

Дом Лютера в Виттенберге

Катарина открыла в монастыре и трактир, где каждый день собирались профессора, студенты, приезжали даже герцоги и курфюсты, превратив Чёрный монастырь в место паломничества последователей Лютера. За столом всегда присутствовала и Катарина. Она пользовалась большим уважением мужа, хотя он называл её в шутку «повелительницей свинарника».

Благодаря предприимчивости Катарины семья имела на что жить.

Лютер преподавал в университете, проповедовал в храмах, был настоятелем 11 монастырей, но почти все деньги раздавал, так как боялся прослыть скрягой, да и обет нищеты, данный когда-то в юности, не давал ему покоя. Он вообще постоянно боролся с депрессией.

Несмотря на счастливый брак, он впал в глубокий духовный кризис. Лютер писал: «Сам я неоднократно был подводим к самому краю бездны и отчаянья, страстно сожалея о том, что был сотворён. Любить Бога? Я ненавидел его!»

Ему снились по ночам кошмары, снилась геенна огненная, где они с Катариной будут мучиться за нарушение обета безбрачия. Католики распространяли слухи, что в Черном монастыре Лютер открыл бордель, где живёт с беглыми монахинями. Катарину в прессе называли «монашеской потаскухой».

Герцог-католик Георг Саксонский потребовал у Лютера прекратить разврат и расстаться с Катариной. Лютер стал постоянно болеть. Его мучил геморрой, запоры, камни в почках и хронический насморк. Катарина мужественно всё переносила. К тому же ещё и рожала детей. Их у неё было шестеро.

В доме также постоянно жили приёмный дети, иногда до девяти человек одновременно. Катарина занималась с детьми сама. К мальчикам в старшем возрасте приглашали учителей, а девочек Катарина продолжала учить. Катарина была мужу советчицей, помощницей, посредницей в спорах.

Позже он писал: «Навряд ли дело моей жизни и Реформация удались бы, если бы не активность и участие моей Кэтэ».

Семья Мартина Лютера. Он сочинял песни на церковные темы.

К концу жизни Мартин Лютер был одним из крупнейших землевладельцев в округе. Из нищенствующего монаха он превратился в зажиточного бюргера, в доме которого каждый день подавали мясо или рыбу, что было по тем временам редкостью. В доме Лютера был удобная уборная, рукомойники и даже баня.

В 1542 году тяжело заболела дочь Катарины и Мартина двенадцатилетняя любимица семьи Магдалена. Спасти её не удалось. Вообще, до взрослого возраста дожили только трое из шестерых детей Лютера. Всё это усугубило его депрессию.

И 18 февраля 1546 года Мартин Лютер умер в Айслебене от сердечного приступа. Катарина узнала об этом только через два дня.

Лютера похоронили в виттенбергском храме, на дверях которого он прибил когда-то свои 95 тезисов.

Катарина прожила вдовой шесть лет. Это были очень тяжёлые годы. Началась Шмалькальденская война, войска католиков осаждали Виттенберг, и семье пришлось бежать в Магдебург.

Ей помогал Саксонский курфюрст и датский король Кристиан III. Через два года она вернулась в разорённый дом в Виттенберге, и начала всё заново. Но университет закрыли, студентов не было, пенсион пустовал.

Она писала письма, просила о пожертвованьях.

В 1552 году в Виттенберге разразилась эпидемия чумы. Катарина запрягла повозку, собрала вещи, посадила на повозку детей и отправилась в Торгау. По дороге на крутом повороте повозка опрокинулась. Катарина получила тяжёлые переломы.

Её привезли в Торгау, где 53-летняя Катарина промучилась два месяца, но надлежащего ухода не было, она не могла двигаться, даже ходить в туалет, начались пролежни, и Катарина умерла от застоя в лёгких.

Похоронили её в Торгау вдали от мужа.

В 2003 году немецкий канал ZDF проводил опрос «Величайший немец в истории Германии». Мартин Лютер занял второе место. На первом, кстати, оказался Конрад Аденауэр, первый канцлер ФРГ и почётный рыцарь ордена Тевтонских рыцарей, а на третьем Карл Маркс.

 Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке “Поездки с нами”

Источник: http://progulki-po-moravii.ru/2017/04/13/martin-luter/

Ссылка на основную публикацию