Особенности воспитания детей с нарушениями слуха

Особенности семейного воспитания детей с нарушением слуха



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Задачи сем.

воспитания: на каждом возрастном этапе слабослышащего либо неслышащего ребенка в семье перед родителями возникают разноплановые задачи, такие как: охрана и укрепление здоровья, предупреждение заболеваний, преодоление последствий глухоты, развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация, развитие умственных способностей ребенка, его памяти, мышления, речи; формирование и развитие положительных нравственных качеств; воспитание активной трудовой и общественной позиции личности, развитие творческих способностей.

Появление ребенка c нарушением слуха может привести к серьезному кризису в семейной жизни.

Особенности воспитания в семье. Родителям необходимо систематически консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения, может выявить сложные для родителей направления работы, дать советы по продолжению коррекционно‑педагогической работы с ребенком.

Задачи физического воспитания детей с нарушениями слуха в условиях семьи направлены на охрану и укрепление их здоровья, физическое развитие, закаливание, развитие потребности в двигательной активности.

Для реализации поставленных задач родители могут использовать следующие формы и средства физического воспитания.

Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус.

Упражнения под музыку направлены на восприятие музыки, развитие голоса и ритма движений. В процессе прослушивания музыки дети много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения.

Умственное развитие детей с нарушениями слуха в семье включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средства познания.

Познание окружающей действительности основывается на ощущениях и восприятии. Дети узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса, кинестезии.

Работа по развитию восприятия проводится в виде различных дидактических игр в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, при формировании элементарных математических представлений.

В зависимости от возраста детей и этапа обучения используют следующие методические приемы: совместные действия взрослого и ребенка, действия ребенка по подражанию взрослому, действия по образцу, по словесной инструкции

Речевое развитие – важное направление коррекционной работы.

Для глухих детей рекомендуется овладение дактильной формой речи в целях накопления словарного запаса и осуществления перехода от глобального к аналитическому чтению.

Ребенок с нарушенным слухом, с которым рано начали работу в семье, к 4 годам овладевает техникой чтения, которое является важным средством познания окружающего мира, формирования знаний и представлений, усвоения нового речевого материала.

Социально‑личностное развитие ребенка предполагает присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, развитие самосознания, осознание своего места в обществе.

На социально‑личностное развитие детей с нарушениями слуха оказывает влияние целый ряд благоприятных и неблагоприятных факторов. Благоприятными факторами являются: внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование невербальных средств в процессе общения.

Вследствие этого для детей с нарушениями слуха характерны следующие особенности: бедность эмоциональных переживаний, затруднения в осознании своих и чужих эмоциональных состояний; трудности формирования сопереживания другим людям и литературным персонажам, понимания смысла поступков и отношений окружающих, усвоения социального опыта, а также формирования морально‑этических представлений и понятий. К основным средствам эмоционально‑нравственного воспитания относятся: художественные (литература, изобразительное искусство, музыка), социально‑средовые (развивающая среда, события, оценки и поступки взрослых), деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения). Условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания, – это соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню развития детских интересов и др.

Исследование В. Петшака показало, что эмоциональное развитие глухих детей подчинено основным закономерностям развития эмоций и чувств слышащих детей.

Родители глухого ребенка должны вести себя так же, как со слышащим, но несколько более отчетливо внешне проявлять свое положительное эмоциональное отношение, одобрять ребенка не только улыбкой, речевыми высказываниями с определенной интонацией, но и действиями (гладить ребенка, обнимать, прижимать к себе и т. п.). Точно так же следует выражать и свое недовольство поведением ребенка, при этом необходимо, чтобы даже совсем маленький ребенок мог понять причину недовольства матери или другого взрослого (нужно действием указать на причину, например, мокрые штаны у ребенка). При этом нельзя переусердствовать в выражении своих отрицательных эмоций, так как ребенок во многом подражает взрослому в своих эмоциональных проявлениях.

Необходимо выявлять знания ребенка об эмоциональных состояниях людей путем показа ему сюжетных картин и диафильмов, в которых изображаются люди в различных эмоциональных состояниях.

У любого родителя обязательно должен быть набор таких картин.

При этом важно, чтобы одно и то же эмоциональное состояние было отображено на картинах у людей разного возраста и разного внешнего облика, в различных жизненных ситуациях.

Необходимость нравственного воспитания детей с нарушениями слуха подчеркивается в работах Н. А. Рау, Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозовой. Основные задачи нравственного воспитания включают в себя: формирование нравственных чувств, формирование положительных навыков и привычек поведения в коллективе, формирование нравственных представлений.

Источником нравственного развития ребенка с нарушенным слухом является взаимодействие и общение со взрослым, где взрослый является главным инициатором общения.

Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста являются создание эмоционального комфорта, развитие интереса ко взрослому, стремление к сотрудничеству, использование различных средств общения.

Взаимодействие взрослого с неслышащим ребенком определяется ведущей деятельностью и ориентируется на этапы развития общения в норме. На ранних этапах развития круг общения неслышащего ребенка чрезвычайно узок.

Главное – упражнять ребенка в действиях в соответствии с нормами нравственного поведения. В нравственном воспитании дошкольников с нарушенным слухом особенно велико значение творческих игр.

В дошкольный период продолжается поэтапное развитие слухового восприятия речи, начатое в ранний период развития ребенка. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух) речевой материал, т. е.

воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе восприятия речи (Е. П.

Кузьмичева).

Источник: https://megapredmet.ru/1-3642.html

Статья ( группа) на тему: Воспитание детей с нарушениями слуха в семье

                         Рулькова Т.Л. воспитатель

ГБДОУ детский сад №133 компенсирующего вида  Выборгского района

г.Санкт-Петербурга

Воспитание детей с нарушениями слуха в семье.

Из истории вопроса 

Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века.

Стремление родителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам.

Родители стремились не упускать наиболее сензитивные для развития и обучения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период формируются многие навыки, закладывается характер.

О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи передовые сурдопедагоги говорили в XVIII—XIX вв., задолго до появления общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В отечественной сурдопедагогике мысли о необходимости раннего воспитания глухого ребенка в семье были высказаны В. И.

Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835). Одним из важнейших факторов развития и формирования личности глухого ученый считал заботу, внимание и любовь к ребенку, которыми должны окружить его близкие люди, в первую очередь мать.

Она же должна стать первым воспитателем ребенка, для которого может сделать очень много. В. И. Флери подчеркивал важность первых лет жизни для обучения речи, первым словам, которые ребенок может усвоить на основе зрения по подражанию. «Чем моложе глухонемой, тем более способен он в том успевать», — утверждал В. И. Флери.

Идею раннего воспитания и обучения глухих детей в семье широко пропагандировали Н. А., Е. Ф. и Ф. A. Pay, которые организовывали консультации и курсы для матерей глухих детей, давали рекомендации по вопросам формирования словесной речи и другим проблемам воспитания и обучения. В 30—40-е гг. они подготовили ряд статей и методических рекомендаций для родителей глухих и тугоухих детей.

В 50—60-е гг. проблемой воспитания в семье активно занималась Б. Д. Корсунская, которой была написана книга «Воспитание глухого дошкольника в семье» (1970), содержащая ряд полезных советов и рекомендаций по воспитанию и обучению глухих детей до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном учреждении.

В книге показана роль формирования движений, обучения разным видам деятельности для развития речи глухого ребенка, даны образцы пособий, необходимых родителям для обучения ребенка в семье.

Основное внимание автор уделяла вопросам раз вития речи: работе над значениями слов и накоплению словарного запаса; развитию разговорной и описательно-повествовательной речи; обучению дактильной речи как средству общения и способу раннего обучения чтению, способствующему умственному и нравственному развитию; формированию устной речи. В работе по развитию речи Б. Д. Корсунская рекомендовала родителям наряду с устной и письменной речью широко использовать дактилологию.

В 60—70-е гг. А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская и Э. И. Леонгард провели исследования, выявившие значительные возможности семейного воспитания глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста.

Эти возможности были обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухо-зрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны, специальной работой по развитию письменной речи.

Эти же авторы подготовили методические рекомендации в виде «Заданий для родителей», пользуясь которыми многие родители смогли начать работу по развитию детей в первые два года жизни и проводить ее в течение всего дошкольного периода, обеспечивая высокий уровень общего и речевого развития детей. Авторы показали возможность интеграции глухих и слабослышащих детей в среду слышащих детей в массовых школах при условии обеспечения высокого уровня развития, достигнутого в дошкольный период.

Проблема помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями слуха в семье, в настоящее время рассматривается в работах Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой, Е. А. Ивановой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской и др.

Их материалы содержат информацию по организации работы с детьми раннего возраста, а также рекомендации родителям дошкольников, которые по ряду причин не посещают специальные дошкольные учреждения.

Причинами, побуждающими родителей воспитывать детей дома, могут быть отдаленность места жительства семьи от специального дошкольного учреждения; физическая ослабленность ребенка; наличие комбинированных нарушений; нежелание родителей отдавать ребенка в дошкольное учреждение интернатного типа; неудовлетворенность отдельных родителей результатами обучения и уровнем развития детей в специальном детском саду; нежелание разлучаться с ребенком и др.

Помощь родителям оказывают сотрудники сурдологических кабинетов и центров, педагоги специальных дошкольных учреждений, специалисты некоторых научных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Консультации и советы для родителей по воспитанию в семье плохослышащих детей содержатся также в журнале «В едином строю» (прежде он назывался «Жизнь глухих»), в котором с 1968 г. существует рубрика «Университет для родителей».

Ранний возраст 

Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет воспитываются в семье, и родители могут сделать очень многое для развития малышей.

Проблемы организации и содержания работы с плохослышащими детьми младенческого и раннего возраста рассматриваются в работах Н. A. Pay (1947), Е. Ф. Pay (1950); Б. Д. Корсунской (1970), Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991); Н.

Читайте также:  Украинская одежда, которая создаёт настроение для женщин

Д. Шматко и Т. В. Пелымской (1995) и др. В их исследованиях можно выделить ряд важных рекомендаций, знакомство родителей с которыми имеет принципиальное значение для организации работы с детьми младенческого или раннего возраста.

Специалисты акцентируют внимание на необходимости контро ля за слухом малыша со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха, например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перенесение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование ототоксических антибиотиков. Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на звуки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характере лепета. В случаях подозрений на снижение слуха у малыша необходимо обращение к врачу-сурдологу.

Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснять зна чимость раннего начала коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции глухие и слабослышащие дети до двух-трех лет оказываются неговорящими.

Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Целесообразно привести примеры, подтверждающие эффективность и результативность ранней работы с плохослышащим ребенком.

Родителей необходимо ознакомить с закономерностями общего и речевого развития детей младенческого и раннего возраста, подчеркнуть, что для развития и слышащего, и неслышащего ребенка первый-второй годы жизни имеют большое значение, так как в этот период складываются важные формы общения, стимулирующие познание предметного мира, понимание речи, формирование ее ритмико-интонационной и звуковой стороны. Формирование этих компонентов развития после трех лет происходит с большим трудом и в более длительные сроки.

Что же понимается под ранним началом работы? В отечественной сурдопедагогике сюда относится организация специальной по мощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка.

В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слуха на первом году жизни ребенка. Однако в большинстве случаев, как показывает практика, тяжелые нарушения слуха выявляются после года.

Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты.

Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование.

Следует объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов: возможность воспринимать звуки окружающего мира очень необходима для познания свойств предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка.

Особое значение раннее протезирование имеет для развития слухо-зрительного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприятия, контроля за своей речью.

Необходимо объяснить родителям не только важность правильного слухопротезирования, но и правила использования аппарата: наличие индивидуальных вкладышей, правильность подбора режима работы аппарата, правила ношения аппарата и ухода за ним. Надо подчеркнуть, что само по себе ношение аппарата не обеспечивает полноценного восприятия речи, а эффект может быть достигнут только в результате длительной работы по развитию слухового восприятия.

Специально подчеркивается необходимость постоянного речевого общения с ребенком в семье. Общение на ранних стадиях развития, т. е.

в младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребенка, потому что оно служит средством формирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития понимания и использования речи. Общение со слышащим малышом для родителей — спонтанный процесс, связанный в основном с уходом за ребенком и играми.

Научиться общаться слышащим родителям с неслышащим ребенком не всегда просто. Часто их речевое поведение становится неестественным: они утрируют речь, используют неестественные жесты, иногда, наоборот, замолкают. Поэтому необходимо объяснить родителям необходимость использования нормальной речи, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами.

Речь сопровождает все ситуации ухода за ребенком, например кормление, купание; взрослый называет необходимые предметы и выполняемые действия. Речь не должна быть очень многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения — так ребенок научится быстрее их понимать.

В общении с неслышащим ребенком следует учитывать некоторые специальные моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ.

Если у ребенка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м — так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе.

Иногда, чтобы уточнить звучание слова, например название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы.

В процессе общения с ребенком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, называть звучащие объекты (ложка упала: бах; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.

Несмотря на то, что по сути вся деятельность ребенка организуется взрослым и связана с педагогическим воздействием на него, необходимо систематическое проведение с детьми занятий, в содержание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия. Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3—5 мин; до двух лет — 2—3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет — 15—20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой половине дня и после дневного сна. Занятия по различным направлениям работы чередуются. Нужно определить места проведения занятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые — за столом. Большое значение имеет подготовка к занятиям: продумывание цели каждого занятия, составление его плана, подбор разнообразного дидактического материала. Подробно проконсультировать родителей по вопросам организации занятий в семье с неслышащим ребенком должен сурдопедагог, который, как правило, осуществляет педагогическую помощь родителям.

Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязательно должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование. Естественно, некоторые из указанных направлений, например рисование, лепка и конструирование, появятся лишь на третьем году жизни. Целесообразно с первого года жизни вести и систематическую работу по музыкальному воспитанию ребенка с нарушенным слухом. Работа по общему развитию ребенка, с одной стороны, стимулирует познавательное развитие, способствует развитию детских видов деятельности, что само по себе имеет важное значение для развития общения и формирования предпосылок речевого развития. С другой стороны, в процессе проведения этой работы используется большой объем речевого материала, которым малыш постепенно овладевает.

Родители могут воспользоваться рекомендациями, содержащимися в специальной литературе (Б. Д. Корсунская, 1970; Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995, и др).

Целесообразно использовать многочисленные издания, рекомендованные родителям по воспитанию слышащих детей младенческого и раннего возраста, в частности по развитию движений, сенсорному воспитанию, различным видам игр, ознакомлению с окружающим миром.

Более специфический характер по сравнению с общеразвивающими играми и упражнениями имеет работа по развитию речи и слухового восприятия, так как она направлена на преодоление основных трудностей в развитии ребенка, которые связаны с отсутствием речи и нарушением слухового восприятия. По поводу проведения коррекционной работы родителям необходимы консультации сурдопедагогов.

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха является организация слухоречевой среды, предполагаю щей постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/20/vospitanie-detey-s-narusheniyami-sluha-v-seme

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Различают следующие категории детей с нарушением зрения:

• слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);

• слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);

• дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Из-за нарушения зрения дети довольно час­то могут видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти.

Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью оста­точного зрения, становится более полной, если поступает в комплексе с сенсорной и осязательной информацией.

Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и насыщенность предметно-практического опыта за счет стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический).

Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в пол­ном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Труд­ности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи.

Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Дети со зрительными нарушениями имеют особенности усвоения и использования неязыковых средств общения, мимики, жестов, интона­ции.

Особое значение для слепых и слабовидящих детей имеет развитие слухоречевой памяти, так как большое количество информации им при­ходится хранить в памяти.

Дети с нарушениями зрения не видят строк, путают сходные по на­чертанию предметы и буквы, не видят написанного на доске, таблице, что вызывает утомление и снижение работоспособности.

Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижении по помещениям Организации, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры Организации, группы, где проводятся занятия, путь к своему месту.

Важно выбрать оптимально освещенное рабочее место (повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс), где слабовидящему ребенку максимально видно доску и педагога.

Для детей с глубоким снижением зрения, опирающимся в своей работе на осязание и слух, важна слышимость во всех зонах группы. Дети, имеющие зри­тельные нарушения, с разрешения педагога, должны иметь возможность подходить к наглядному материалу и рассматривать его.

На специально организованных занятиях и в режимных моментах рекомендуется исполь­зовать аудиозаписи. Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10-20 минут непрерывной работы.

На занятиях следует обращать внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, опи­саний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.

Дети могут учиться через прикосновения или слух с прикосновением, они должны иметь возможность потрогать предметы. Важные фрагменты занятия можно записывать на диктофон.

Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационные мате­риалы нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.

Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомога­тельные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или линии, полезные при чтении. Использование приложений OfficeWebApps (Майкрософт) расширяет возможности обучения и воспитания детей с на­рушенным зрением.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:

• глухие;

• слабослышащие (тугоухие).

Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения они не понимают слова и фразы. Для глухих детей обязательно использование слухового аппарата или кохлеарного импланта. Однако даже при использовании этих приспособлений глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.

Устная речь у детей самостоятельно не развивается, что обусловливает необходимость систематической коррекционно-развивающей работы по развитию лексической, грамматической и синтаксической сторон речи, слухового восприятия и речевого слуха, формированию произношения.

В единстве с формированием словесной речи идет процесс развития познавательной деятельности и развития всех сторон личности ребенка.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) — от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения воз­можности воспринимать речь разговорной громкости.

Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и ов­ладевать устной речью.

Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие заня­тия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.

Уровень психического и речевого развития у детей с нарушениями слухо­вого восприятия зависит от степени снижения слуха и времени возникновения этого нарушения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия свое­временной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Посещение такими детьми Организации требует создания специальных условий, учитывающих разноуровневую подготовку детей на момент поступления.

Читайте также:  Как привить ребенку любовь к рисованию

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, педагог должен быть готов к выполнению обязательных правил:

• сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребенка;

• стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослыша­щего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;

• соблюдать необходимые методические требования (месторасполо­жение относительно ребенка с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех заня­тиях и в режимных моментах; контроль понимания ребенком заданий и инструкций до их выполнения и т. д.);

• организовать рабочее пространство ребенка с нарушением слуха (про­верить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; подготовить индивидуальные дидактические пособия и т. д.);

• включать глухого/слабослышащего ребенка в обучение на занятии, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возмож­ности ребенка и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп прове­дения занятия;

• решать ряд задач коррекционной направленности в процессе заня­тия (стимулировать слухозрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расши­рять словарный запас; оказывать специальную помощь при составлении пересказов и т. д.).

Источник: https://studopedia.net/2_53122_usloviya-obucheniya-i-vospitaniya-detey-s-narusheniyami-sluha.html

Разностороннее развитие детей с нарушениями слуха

Важное значение имеет, родился ли малыш уже с нарушением слуха или же потерял слух после травмы или болезни. Но в любом случае существуют особенности психического развития глухого ребенка. Один из способов восприятия мира нарушен, значит, организм начинает искать возможность компенсировать это.

Например, глухие дети очень подвижные, так как это помогает им исследовать мир вокруг, понимать свойства предметов. Для детей важно иметь возможность учиться, развиваться, заниматься любимым делом. Ограничивать их в самостоятельности нельзя. Гиперопека родителей может серьезно навредить малышу – его личность должна развиваться без давления комплексов.

Сегодня существует много возможностей для таких детей: образование, общение, игры, развлечения. Это позволяет им не воспринимать свои особенности как что-то резко негативное.

Нарушения слуха

Особенности развития зависят от того, какова причина появления глухоты:

  • наследственная (родители глухие или слабослышащие);
  • дефект внутриутробного развития;
  • родовая травма;
  • болезни, перенесенные во младенческом, грудничковом, раннем, школьном возрасте.

В любом случае таких детей можно обучать, развивать и учить быть самостоятельными. Глухие люди успешно учатся, работают и создают семьи. Они занимаются профессиональным спортом, творчеством, музыкой. Сегодня практически нет серьезных ограничений для дееспособности человека с нарушением слуха. Конечно, если оно не идет в комплексе с другими проблемами:

  • слепотой;
  • потерей речи;
  • нарушением активности;
  • умственной отсталостью.

Различают нарушения слуха разной степени тяжести: от легких до полной глухоты. Люди, которые находятся посередине данной градации, слабослышащие. Их способность слышать потеряна лишь частично. Все зависит от того, какова причина нарушения. В некоторых случаях может помочь операция, терапия, слуховой аппарат. В других, к сожалению, слух будут медленно ухудшаться.

Сегодня большой популярностью пользуются альвеолярные импланты, который могут помочь мозгу наладить связь с ухом. Даже тем, кто глух от рождения, они часто помогают. Конечно, каждый случай рассматривается врачами отдельно. Эта операция не самая простая, но она помогла начать слышать уже многим детям и взрослым.

Снижение или потеря слуха у грудного ребенка

К сожалению, выявить отсутствие или снижение слуха можно не сразу. Некоторые мамы первое время вообще не замечают, что с ребенком что-то не так.

Дело в том, что родившийся малыш будет кричать, плакать, как и все другие детки. У него начнется фаза гуления с 2-3 месяцев, а с 5-6 месяцев он будет лепетать. Все это благодаря естественному моторному развитию.Тут важны отличия в интонациях. Плач глухого малыша однообразен, безэмоционален.

Обычно только к 10 месяцам удается точно понять, что кроха не слышит. Этот этап психологического развития у других детей проходит в попытках активного общения. Дети без проблем со слухом проходят его, учась «перекличке». Мама зовет малыша – он отвечает ей криком особой тональности. А глухой младенец более отстранен, не реагирует на звук голоса матери.

Обучение ребенка

Важно учитывать 4 момента для определения развития и планирования обучения малыша:

  • насколько сильно снижен слух, есть ли зависимость между снижением слуха и дефектом речи;
  • чем раньше появилось нарушение слуха, тем тяжелее проблемы с речью;
  • была ли ему оказана помощь, были ли обследования, следуют ли родители советам врача или нет;
  • уровень психического развития к младшему или дошкольному возрасту.

Учиться в обычной школе такой малыш не сможет, поэтому для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные учебные заведения.

Сурдологический кабинет

Дети от 0 до 18 лет с разной степенью глухоты посещают сурдологический кабинет. Врач направляет малыша к сурдологу для:

  • уточнения диагноза, формирования плана лечения;
  • принятия решения, можно ли повести операцию по сохранению или восстановлению слуха;
  • подбора учебного заведения и программы для детей со сниженным слухом или глухотой.

Здесь же сурдолог проконсультирует родителей. Для многих родителей такой диагноз ребенка — шок. Они просто не знают, как быть, к кому идти за помощью, их пугают некоторые особенности поведения малыша. Правильные отношение детей с родителями важны для их психического развития.

Необходимость обучения

Если у малыша сохранен или даже немного снижен интеллект, то его можно и нужно обучать. Это стимулирует нормальное психологическое развитие ребенка.

Если не учить даже здорового малыша, это приведет к серьезным изменениям его психики, личности. Что уж говорить о детях с дефектами восприятия! Конечно, обучение проводят специальные педагоги-дефектологи, а не обычные учителя.

Школа для малышей с нарушением слуха устроена не так, как обычная:

  • небольшие классы (4-6 человек);
  • учитель и несколько помощников (каждому малышу нужно внимание, помощь при разъяснении материала);
  • специальное оборудование для работы;
  • специальные учебные пособия.

Как и другие, эти школы делятся на начальное, среднее и старшее отделения. Основная нагрузка начальной школы — обучение речи. Тут идут в ход разные речевые методики.

У детей с нарушением слуха большая проблема с воспроизведением, артикуляцией. Чем легче дефект, чем позднее он появился, тем проще научить малыша говорить. Здесь же учат языку жестов, азбуке глухих.

Это дает детям возможность общаться между собой, вести нормальные дружеские беседы.

Последующее обучение в школе позволяет развивать навык устной речи, расширять словарный запас ребенка. Особенности такого образования в том, что его нельзя проводить по обычным учебным планам.

Министерство образования разработало специальные планы и пособия. Но уже в старшей школе есть возможность учить детей по обычной программе. После завершения школы молодой человек получает аттестат – он прошел полный курс среднего образования.

Возможно и дальнейшее обучение для получения специальности.

Психическое развитие

Особенности восприятия мира влияют на развитие психики малыша. И чем сильнее глухота, тем больше это влияние. Очень часто родителям советуют вместе с ребенком посещать детского психолога. Это помогает ему избавиться от многих комплексов и пересмотреть свое поведение.

Для малышей с нарушением слуха определяющим фактором является, было ли это нарушение врожденным или приобретенным. Если малыш потерял слух полностью или частично, ему бывает очень тяжело адаптироваться к новым условиям жизни. Все меняется:

  • часто друзья отворачиваются от него;
  • нельзя ходить в свой садик или продолжать учебу в обычной школе;
  • многие любимые дела приходится забросить.

Конечно, нельзя оставлять сейчас малыша или подростка один на один с проблемой. Чтобы не случилось кризиса психического развития, родители должны быть рядом и оказывать поддержку. Точно не стоит постоянно указывать детям на их проблему, ограждать от обычной детской активности.

Если малыш с потерей слуха уходит в себя, это губительно для правильного психического развития. Лучше всего в таком случае проконсультироваться у врача, специалиста по работе с детьми с такими проблемами. Поддержка ребенку нужна будет не только в особой школе, но и дома.

Личность

Многое зависит от того, в какой среде воспитывается человек. Родители могут заложить две совершенно противоположные установки:

  • малыш понимает суть своего дефекта, осознает, что путь его развития будет не таким, как у других детей. Но он знает, что с помощью родителей, друзей, родственников, учителей он сможет реализовать свои возможности. Тут не только адаптация в мире, учеба, но и творчество, спорт, общественная деятельность;
  • малыш понимает, что он не такой как другие, у него есть серьезный дефект. Эта особенность воспринимается как негативная, ограничивающая его возможности. Он не сможет занять в мире какое-то достойное место, всегда будет нуждаться в помощи других.

Разница огромная. Развитие личности происходит у всех детей (с сохраненным интеллектом) вне зависимости от того, слышат они или нет. Это лишь один из органов чувств. Если у малыша сохранилось зрение, вкусовые ощущения, обоняние, возможность двигаться, то он может вполне успешно развиваться.

С нарушением слуха связаны некоторые личностные особенности, но это никак не делает человека «второсортным», ненужным, бесполезным. Главное, чтобы у него была возможность общаться, так как это один из определяющих факторов развития личности.

Негативные последствия гиперопеки

Другой важный фактор — самостоятельная деятельность, независимость (хотя бы частичная), наличие ответственности. С физической точки зрения потеря слуха не ограничивает человека так сильно, как, например, слепота.

Глухой или слабослышащий ребенок вполне может заниматься собственной гигиеной, одеваться, кушать сам, играть, иметь какие-то домашние обязанности.

Губительным для личностного развития было бы ограничение его в этих простых действиях.

Некоторые родители из самых благих побуждений пытаются оградить глухого ребенка от какой-то домашней работы, сложностей в учебе, проблем с другими детьми. Это негативно отражается на развитии личности, собственного и общественного «я». Установка, при которой дети чувствуют себя зависимыми, ограниченными, ведет к формированию очень опасных для личности качеств:

  • неадекватное возрасту поведение;
  • претензии к здоровым детям;
  • мысль, что «все мне должны»;
  • постоянная потребность в помощи взрослого;
  • эгоистичное поведение;
  • отсутствие воли.

Такое обращение с ребенком делает его инвалидом тогда, когда он им не является. Часто гиперопека родителей по отношению к детям с нарушением слуха тормозит их развитие, ведет к инфантилизму.

Эмоции

Дети с нарушением слуха проявляют меньший спектр эмоций. У них преобладает раздражительность, нетерпение. Они легко впадают в гнев. Это связано с невозможностью получать нормальную обратную связь от мира.

Очень многое зависит от нашего голоса – так мы показываем мелкие нюансы настроения, шутки, сарказм. Если человек не слышит, он лишен возможности это понимать.

С эмоциональной точки зрения, для глухих и слабослышащих детей, мир лишен многих красок.

При правильной работе с ребенком многие нюансы эмоционального поведения можно исправить. Очень важно, чтобы у таких малышей была возможность общаться друг с другом и со здоровыми детьми. Это помогает им учиться.

Оставить его дружить и заниматься вместе только со слабослышащими и глухими – для эмоционального развития это будет очень вредно. Ведь дети копируют поведение друг друга, учатся, общаясь с другими.

Так, от здоровых детей малыш с нарушением слуха получит навыки мимического выражения многих эмоций.

Опять же важно нормальное общение с родителями. Они — первые люди, которых увидит малыш. Он научится их улыбкам, будет лучше понимать, как реагирует на то или иное событие мама или папа.

Не стоит ограждать кроху от обычных детских развлечений: походов в музеи, зоопарки, парки, совместных поездок. Это помогает ему получать позитивные эмоции. Так он не будет считать, что чем-то сильно отличается от других.

Как и обычным детям, ему нужны радость, восторг, удивление – словом, самые разные впечатления.

Важность движения

Глухота или частичная потеря слуха могут серьезно повлиять на координацию движения. Обычно для таких людей характерно следующее:

  • шаркающая походка;
  • проблемы с координацией и ориентацией;
  • они часто падают;
  • плохо ощущают свое тело в пространстве.

У детей с проблемным слухом отмечается высокая двигательная активность. Даже несмотря на то, что малыш может часто падать, спотыкаться, он очень подвижный. Это компенсация организма – еще один способ познавать мир.

Так активизируется использование всех остальных, непострадавших видов восприятия. Часто бывает так, что малыш гиперактивен, но после быстро устает, нуждается в длительном дневном сне.

Ничего страшного – его активность полезна для психического развития.

Если нет противопоказаний от врача, малышу можно попробовать себя в каком-то виде спорта. Существуют специальные секции для таких детей. Спорт поможет им преодолеть проблемы с координацией. Например, из-за особенности восприятия звуков как вибраций они могут хорошо танцевать.

Возможности музыкального развития

Многие дети со снижением слуха стали успешными музыкантами. Тут нет ничего удивительного. Их ограниченная способность слышать тут может стать вдруг очень полезной:

  • аудиограмма не влияет на звуковое восприятие;
  • развита вибрационная чувствительность;
  • легче улавливают ритм.
Читайте также:  Осенний гардероб стильной женщины

Не каждый ребенок может заниматься музыкой – это относится и к глухим детям. Зато, если есть предрасположенность, ее можно использовать. Такая реализация своих способностей благоприятна для психического развития.

Кроме того, можно научить малыша играть на музыкальном инструменте. Особенности восприятия звуков помогают им удерживать такт, ритм, не отвлекаться на посторонние звуки. Некоторые глухие музыканты отмечают, что их восприятие музыки совершенно особенное.

Они ее «чувствуют» пальцами, телом, а не ушами.

Социальные возможности детей с нарушением слуха

Школой и кружками социальная жизнь таких детей не заканчивается. У них масса возможностей.

Сегодня большинство музеев оборудовано программами помощи людям со сниженным слухом, проводятся экскурсии на языке глухих. Существуют всевозможные программы адаптации детей, а потом и взрослых людей.

Возможно дальнейшее обучения по выбранным профессиям. Причем это не только профессиональное, но и высшее образование.

Родителям обязательно нужно узнать обо всех возможностях для детей. Чем активнее будет их жизнь, тем больше психологического комфорта испытывают дети. Равные возможности позволяют им забыть о своем недуге и вести нормальную жизнь в обществе.

Обязательно изучите язык жестов

Детям нужно изучить язык жестов: это заметно облегчит их жизнь и общение. Но родителям тоже придется его выучить, чтобы общаться со своим ребенком. Это не так сложно, как может показаться. Он состоит из дактилологической азбуки (каждая буква обозначена жестом) и жестов-слов. Так, например, одним жестом можно сказать «спасибо», «извини», «я тебя люблю».

Конечно, необходимо выучить эту азбуку еще и потому, что глухие и слабослышащие много времени будут проводить вместе. Это общение в школе, дружба. Многие из них заводят семьи и совершенно не чувствуют себя какими-то не такими в нашем обществе.

Единый язык общения помогает почувствовать психологическую причастность к огромной группе людей. Для правильного развития психики это необходимо.

Так малыш не будет одиноким или покинутым, сможет иметь друзей и точно такие же отношения, как любой из слышащих.

Следите за состоянием здоровья ребенка

Источник: https://rebenkoved.ru/zdorove/raznostoronnee-razvitie-detej-s-narusheniyami-sluha.html

Особенности развития детей с нарушением слуха

Сурдопедагог проводит занятие со слабослышащим ребенком

Автор: Н. Зимина.

Журнал «Отоскоп» продолжает цикл статей Н. Зиминой о психологических аспектах проблем, связанных с нарушениями слуха (см. статьи «Слуховые ощущения» и «Особенности развития мышления у слабослышащих детей»).

Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.

В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях.

В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е.

оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.

В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи.

Считается, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено.

Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.

Одной из распространенных классификаций степеней тугоухости является классификация проф. Б. С. Преображенского (табл. 1). В ее основе лежит восприятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).

Расстояние, на котором воспринимается речь
Степень разговорная шепотная
Легкая От 6 м до 8 м 3 м—б м
Умеренная 4 м—6 м 1 м—3 м
Значительная

2 м—4 м

От ушной раковины до 1 м
Тяжелая От ушной раковины до 2 м 0—0,5 м

Любая степень нарушения слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.

Многих исследователей интересовала зависимость нарушения речи от времени возникновения снижения слуха. Были установлены следующие соотношения при полной потере слуха (табл. 2):

Возраст, когда наступила глухота Нарушение речи
1,5—2 года Теряют зачатки речи за 2—3 месяца и становятся немыми
2—4—5 лет Речь сохраняется в течение от нескольких месяцев до года, но затем распадается; к ДОУ остается несколько едва понятных слов
5—6 лет В редких случаях теряют речь совсем
7—11 лет Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер, нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов, выражающих абстрактные понятия; предложения употребляются главным образом простые)
12-17 Речь сохраняется полностью, но теряется ее благозвучность и внятность

Интересно и важно следующее мнение специалистов: если тяжелая тугоухость возникает, когда ребенок уже умеет читать и писать, угрозы развитию речи нет, но все же могут наступить различные тяжелые нарушения произношения.

Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха, как наиболее важные можно выделить следующие:

  1. степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;
  2. время возникновения нарушения слуха — чем раньше оно возникло, тем тяжелее расстройство речи;
  3. условия развития ребенка после возникновения поражения слуха — чем раньше принимаются специальные меры для сохранения и воспитания нормальной речи, тем лучше результаты;
  4. общее физическое и психическое развитие слабослышащего ребенка — ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем физически ослабленный, пассивный.

Все это говорит о том, что речь детей, страдающих тугоухостью с раннего возраста, начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными искажениями.

Наиболее ярко отставание в развитии, по мнению сурдопедагогов, проявляется у ребенка с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста. Это и недоразвитие деятельности, и отставание в развитии общения с взрослыми.

Решающее значение для развития детей имеет потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем.

При соотношении особенностей развития детей с нарушенным слухом с ходом нормального развития можно говорить о том, что у них наблюдается неадекватное формирование психологического опыта, отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии психической деятельности в целом.

Занятия с сурдопедагогом

Та же сурдопедагогика придерживается точки зрения о практически неограниченных возможностях развития глухих и слабослышащих школьников.

Несмотря на разную степень выраженности дефекта слуха у ребёнка: от легкой степени, до грубого нарушения слуховой функции или ее полного отсутствия, – для такого малыша оказывается наиболее значимым раннее обнаружение дефекта и оказание педагогической помощи. Основным направлением такой помощи является обучение речи.

Именно раннее вмешательство в процесс развития речи предупреждает отклонения в развитии психических функций. Известно, что на характер развития ребенка с нарушенным слухом влияют условия окружающей среды и, в первую очередь, педагогические, которые предполагают целенаправленную организацию обучения и воспитания.

Основной здесь является идея развития личности ребенка с нарушенным слухом в условиях специально организованного педагогического процесса. Определяющим фактором служит сложившаяся система дифференцированного обучения.

Необходимость специально организованного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом доказана многовековым практическим опытом.

Разнообразные виды коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом дошкольного и школьного возраста создают оптимальные условия для обучения и реализации потенциальных возможностей детей с различной степенью нарушения слуха и уровнем речевого развития.

В настоящее время практически все дети с нарушенным слухом имеют возможность выбора: учиться в коррекционно-образовательных учреждениях или интегрироваться в образовательной среде со слышащими детьми.

Задача обучения – постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития ребенка в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.

Личность ребенка – устойчивая целостная психологическая структура, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и являющаяся динамической, “открытой” структурой. Становление личности ребенка с нарушенным слухом, также как и слышащего, проходит долгий путь.

Начинается он в дошкольном возрасте с того момента, когда ребёнок учится управлять своим поведением. Наиболее результативно это становление происходит в школьном возрасте в связи с изменением социального положения ребёнка, влияния окружающей среды.

В работах ученых подчёркивается, что на развития личности ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие личного опыта ребенка и отношение его к дефекту. В общении заложены огромные возможности не только речевого, но, прежде всего, эмоционального и нравственного развития ребенка и личностного развития в целом.

Однако для овладения общением необходима оптимальная организация обучения. Это возможно при выполнении детьми различных видов деятельности. Основа – предметно- практическая деятельность.

При этом общение у ребенка с нарушенным слухом развивается в процессе коллективной практической деятельности, где его совместное взаимодействие с педагогом и одноклассниками направлено на применение речевых средств и необходимость использования речи для сообщения информации или побуждения других к действию.

Другой фактор – развитие личного опыта слабослышащего ребёнка. Практический опыт работы с детьми подтверждает, что наиболее продуктивный путь его формирования – правильная организация деятельности и умелое руководство ею со стороны взрослого. Именно взрослые учат ребенка действовать в соответствии с заданными условиями, представляя малышу возможность быть все более самостоятельным.

Следовательно, общение, деятельность для слабослышащего ребенка являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе, познания отношений между людьми, расширения кругозора.

Результатом развития ребенка с нарушенным слухом является формирование устойчивых и постоянных качеств личности. Некоторые могут возникнуть и сформироваться, когда слабослышащий ребенок начинает понимать свое отличие от слышащих детей. Так, например, в обыденной жизни можно услышать мнение, что у слабослышащих детей из-за нарушенного слуха возникает чувство ущербности.

Не вступая в острую полемику по поводу этой идеи, можно с уверенностью утверждать, что слабослышащие дети сравнительно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к их развитию. Зависит это, главным образом, от среды воспитания, отношения к слабослышащему ребенку со стороны близких и их социальных установок.

Наиболее характерными из них являются следующие:

  • понимание тяжести дефекта и ориентация на формирование самостоятельной, полноценной личности, готовой к реализации своих возможностей в самостоятельной продуктивной деятельности;
  • понимание необратимого характера нарушения, формирование личности, осознающей свою несостоятельность, максимально зависящую от других, требующую к себе особого отношения и внимания со стороны близких и других людей.

Безусловно, наиболее опасна для развития личности ребенка с нарушенным слухом последняя социальная установка, так как она ориентирована на формирование наиболее опасных для ребёнка качеств личности, связанных с осознанием им себя инвалидом.

Вследствие этого у слабослышащего ребенка часто проявляются неадекватные эгоистические претензии к людям и невнимание к тем, кто больше всего заботится о нем. В связи с этим можно утверждать, что развитие ребенка, находящегося в инвалидизирующих условиях воспитания, приводит к изменениям личности ребенка.

Поэтому семье и педагогам важно найти пути преодоления у детей отрицательных личностных качеств, вызванных дефектом.

Мишель Эйкем де Монтень, французский писатель и философ-гуманист

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: “Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения”.

“Слышать” – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. “Слышать” – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. “Слышать” – это значит иметь облик слышащего человека и располагать окружающих к общению.

Общение со всеми окружающими – это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество.

Источник: http://www.otoskop.ru/rus/2011/05/osobennosti-razvitiya-detej-s-narusheniem-sluxa/

Ссылка на основную публикацию